Возникновение торгового предпринимательства на Руси. Характеристика ООО. Организационная структура управления, страница 19

Одним из важных факторов является планировка торгового зала мини-маркета. При этом учитывается стоимость недвижимости и существующие ограничения . Главной задачей является  увеличение торговых площадей  при  заданной общей площади магазина. Это может быть достигнуто более   эффективным использованием торговых площадей, совершенствованием упаковки, гибкостью планировки. Однако, в каждом магазине приоритеты в предоставлении большей площади  принадлежат тем отделам и товарам,  которые работают на общую концепцию магазина, на «своего» покупателя, на конкретные финансовые цели. Исходя из перечисленного, можно находящиеся товары, расположить по следующим отделам:

·  мясопродукты;

·  молочные продукты;

·  овощи и фрукты;

·   хлебобулочные и кондитерские изделия, выпечка;

·  бакалея, вино-водочные изделия;

·  сопутствующие товары;

·  полуфабрикаты.

Отделы можно расположить так, чтобы скоропортящиеся продукты располагались по периметру. Отделы мясопродуктов и молочный,  располагаются вдоль боковой стены магазина, т.е. почти напротив входа. К тому же, имеется удобный выход к подсобным помещениям, где находится холодильное оборудование с запасами продукции.  После приобретения перечисленных продуктов, покупатели обычно подбирают, например, к мясу,  подходящие овощи.  Учитывая, что продажа овощей и фруктов является прибыльной,  можно расположить отдел прямо по центру дальней стены, куда покупатель переходит от мясо-молочного отдела.

Учитывая небольшую площадь и совместимость продуктов, по разным сторонам  фруктового отдела  размещаются вино-водочные изделия,  газированные и минеральные  воды, соки, сопутствующие товары. Это удобно и потому, что отдел находится у выхода в подсобные помещения и склад, что может облегчить процесс быстрого пополнения количества и ассортимента товара в зале.

Последний из основных отделов- хлебобулочный – совмещен с кондитерским и располагается вдоль левой  боковой стены, рядом, также, удобный выход на склад где хранятся запасы товара, и фасовочные помещения, где товар расфасовывают в удобную упаковку с указанием цены, суммы и другой необходимой информации. Преимущество такого расположения отдела в том, что при выходе, когда уже закуплены необходимые товары,  исключается возможность помять хрупкие кондитерские изделия  более тяжелыми товарами. Отдел находится на выходе из магазина или, если смотреть с другой стороны, на входе. Это привлекательно тем, что кондитерские изделия  относятся к товарам импульсивного спроса, когда при первом своем желании покупатель сразу попадает в нужный отдел и делает покупку.

Бакалея располагается на стеллажах посередине зала, что не создает у покупателя ощущения пустоты. К тому же, достаточно двух стеллажей, заполненных с обеих сторон и прерывающихся для удобства покупателей: не нужно обходить стеллаж, чтобы попасть в другой отдел.

Разделение зала по центру стеллажами с бакалейными товарами позволяет сделать удобным передвижение по залу. Ширина прохода составляет 1,4-1,5 м, где покупатели могут свободно разойтись и использовать тележку, ширина которой составляет, как правило, не больше 60 см. Широкие проходы делать не рекомендуется, так как  в этом случае покупатель может придерживаться одной стороны и, вряд ли захочет вернуться назад, дойдя до конца витрины.

Рисунок 3 показывает, что отдел продажи сигарет  находится радом с кассой, там же - различные мелкие товары. Положительным моментом является то, что эти товары находятся в местах большой проходимости покупателей, и снижает процент краж. Общеизвестно, что сама технология торговли в форме самообслуживания создала проблему воровства, хотя этот вопрос не решается и при других формах работы. Был проведен анализ потерь от воровства,  структурно разделенного на  воровство персонала и воровство покупателей.

 


ВХОД

Рисунок 3 – Планировка  отделов торгового зала мини-маркета