Организация мультимодальных перевозок. Краткие итоги развития и роль смешанных перевозок в условиях рыночного хозяйствования в России, страница 13

Основными перевозчиками, обеспечивающими транспортировку грузов для НПР между Дудинкой, Мурманском, Архангельском, Кандалакшой и Красноярском являются Мурманское морское пароходство, Северное морское пароходство и Енисейское речное пароходство. Сравнительный анализ тарифов перевозки грузов на маршрутах Красноярск - Лесосибирск - Дудинка и перевозок по Севморпути показывает, что речные перевозки в ряде случаев оказываются более выгодными. Так, например, перевозка черных металлов с отгрузкой через Красноярск в 3 раза дешевле, чем при отгрузке через Мурманск или Архангельск, стройматериалы в 2,5 раза, химические в 3-4 раза, нефтеналив в 3,5-4 раза, груженые контейнеры в 3 раза.

Навигация на Енисее длится в среднем 120-130 суток, а перевозка грузов на Дудинку начинается лишь в июле и продолжается около 90 суток. При таких сроках целесообразно завозить в первую очередь грузы, имеющие низкую стоимость, сравнимую с транспортным тарифом.

При этом регион производства или добычи соответствующей продукции обычно выбирается ближе к Красноярскому краю, чем к Северным портам, расположенным на европейской части РФ. Доля таких грузов в речных перевозках, включая нефтеналив, традиционно составляет около 80 процентов.

На основании проведенного анализа развития транспортной инфраструктуры края можно сделать вывод о том, что снижение грузооборота всех видов перевозок имеет под собой объективные причины, связанные, в первую очередь, с отсутствием притока в край внешних инвестиций, способных оживить экономическую конъюнктуру и увеличить торговые обороты.

Немаловажным фактором является также то, что ряд районов постепенно развивает альтернативные транспортные схемы снабжения, снижая при этом объемы грузооборота по рекам. Все это приводит к необратимым изменениям в структуре перевозок Красноярского края в пользу железнодорожного, автомобильного, авиационного видов транспорта и объективно определяет дальнейшее падение перевозок речным транспортом.

Значительный рост речных перевозок в Красноярском крае может начаться лишь тогда, когда начнут интенсивно разрабатываться месторождения полезных ископаемых, находящиеся в районах расположенных вдоль Енисея, но не имеющих с центральным краем железно- и автодорожного сообщения. В настоящее время существует ряд проектов, связанных с разработкой свинцово-цинковых, марганцевых, золотых месторождений, а также крупных месторождений углеводородного сырья. В том случае если наметится реальный приток инвестиционных средств в данные проекты, то объем перевозок может в течение 5-6 лет расти со среднегодовыми темпами 10-12 процентов.

3. Анализ состояния перевозок

в Енисейском бассейне

3.1.  Динамика и структура перевозок грузов ОАО "" в 2000 - 2004 годах

Для обеспечения плана перевозок в 2004 году было заключено 63 договора на перевозку 3488,2 тыс. т. Анализируя динамику перевозок за 2000 - 2004 годы можно сказать, что в эти годы пик перевозок приходится но 2000 год. На 2004 год прогноз перевозок принят в объеме 3796,0 тыс. т или на 12,5 процентов больше факта предшествующей навигации. Фактическое выполнение объема перевозок грузов составило 3874,1 тыс. т и 2546,3 млн.ткм, что превысило плановые объемы на 2,1 и 1,2 процентов соответственно. В том числе:

по нефтеналивным грузам соответственно на 5,2 и 9,1 процентов;

по перевозкам леса в плотах на 2,3 и 1,9 процентов;

по перевозкам сухогрузов на 1,6 и -1,6 процентов соответственно.

Динамика перевозок грузов в ОАО ""                                              Таблица 4

Показатели

2000 г

2001 г

2002 г

2003 г

2004 г

Перевозки грузов, тыс.т

4618,5

3673,6

3831,2

3341,7

3874,1

Грузооборот, млн.ткм

2731,7

2288,5

2468,0

2314,5

2546,3

Темп роста перевозок в процент к предыдущему году

121

80

104

87

115

Темп роста грузооборота в процент к предыдущему году

109

84

108

94

109