Основными перевозчиками, обеспечивающими транспортировку грузов для НПР между Дудинкой, Мурманском, Архангельском, Кандалакшой и Красноярском являются Мурманское морское пароходство, Северное морское пароходство и Енисейское речное пароходство. Сравнительный анализ тарифов перевозки грузов на маршрутах Красноярск - Лесосибирск - Дудинка и перевозок по Севморпути показывает, что речные перевозки в ряде случаев оказываются более выгодными. Так, например, перевозка черных металлов с отгрузкой через Красноярск в 3 раза дешевле, чем при отгрузке через Мурманск или Архангельск, стройматериалы в 2,5 раза, химические в 3-4 раза, нефтеналив в 3,5-4 раза, груженые контейнеры в 3 раза.
Навигация на Енисее длится в среднем 120-130 суток, а перевозка грузов на Дудинку начинается лишь в июле и продолжается около 90 суток. При таких сроках целесообразно завозить в первую очередь грузы, имеющие низкую стоимость, сравнимую с транспортным тарифом.
При этом регион производства или добычи соответствующей продукции обычно выбирается ближе к Красноярскому краю, чем к Северным портам, расположенным на европейской части РФ. Доля таких грузов в речных перевозках, включая нефтеналив, традиционно составляет около 80 процентов.
На основании проведенного анализа развития транспортной инфраструктуры края можно сделать вывод о том, что снижение грузооборота всех видов перевозок имеет под собой объективные причины, связанные, в первую очередь, с отсутствием притока в край внешних инвестиций, способных оживить экономическую конъюнктуру и увеличить торговые обороты.
Немаловажным фактором является также то, что ряд районов постепенно развивает альтернативные транспортные схемы снабжения, снижая при этом объемы грузооборота по рекам. Все это приводит к необратимым изменениям в структуре перевозок Красноярского края в пользу железнодорожного, автомобильного, авиационного видов транспорта и объективно определяет дальнейшее падение перевозок речным транспортом.
Значительный рост речных перевозок в Красноярском крае может начаться лишь тогда, когда начнут интенсивно разрабатываться месторождения полезных ископаемых, находящиеся в районах расположенных вдоль Енисея, но не имеющих с центральным краем железно- и автодорожного сообщения. В настоящее время существует ряд проектов, связанных с разработкой свинцово-цинковых, марганцевых, золотых месторождений, а также крупных месторождений углеводородного сырья. В том случае если наметится реальный приток инвестиционных средств в данные проекты, то объем перевозок может в течение 5-6 лет расти со среднегодовыми темпами 10-12 процентов.
3. Анализ состояния перевозок
в Енисейском бассейне
3.1. Динамика и структура перевозок грузов ОАО "" в 2000 - 2004 годах
Для обеспечения плана перевозок в 2004 году было заключено 63 договора на перевозку 3488,2 тыс. т. Анализируя динамику перевозок за 2000 - 2004 годы можно сказать, что в эти годы пик перевозок приходится но 2000 год. На 2004 год прогноз перевозок принят в объеме 3796,0 тыс. т или на 12,5 процентов больше факта предшествующей навигации. Фактическое выполнение объема перевозок грузов составило 3874,1 тыс. т и 2546,3 млн.ткм, что превысило плановые объемы на 2,1 и 1,2 процентов соответственно. В том числе:
по нефтеналивным грузам соответственно на 5,2 и 9,1 процентов;
по перевозкам леса в плотах на 2,3 и 1,9 процентов;
по перевозкам сухогрузов на 1,6 и -1,6 процентов соответственно.
Динамика перевозок грузов в ОАО "" Таблица 4
Показатели |
2000 г |
2001 г |
2002 г |
2003 г |
2004 г |
Перевозки грузов, тыс.т |
4618,5 |
3673,6 |
3831,2 |
3341,7 |
3874,1 |
Грузооборот, млн.ткм |
2731,7 |
2288,5 |
2468,0 |
2314,5 |
2546,3 |
Темп роста перевозок в процент к предыдущему году |
121 |
80 |
104 |
87 |
115 |
Темп роста грузооборота в процент к предыдущему году |
109 |
84 |
108 |
94 |
109 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.