2. Оценить, насколько опасны конкуренты по факторам: техническим, технологическим и т.д.
При рассмотрении первой составляющей можно построить стратегическую группу исходя из величины суммарных активов и размера доходности. Приведем пример такого построения. Пусть анализируемый банк имеет размер суммарных активов 20 млн ден. ед. а банки-конкуренты соответственно:
первый – 29 млн ден. ед.;
второй – 10 млн ден. ед.;
третий – 30 млн ден. ед.
Показатели прибыли составляют:
анализируемый банк – 10 тыс ден. ед.;
первый конкурент – 18 тыс ден. ед.;
второй конкурент – 12 тыс ден. ед.;
третий конкурент - 15 тыс ден. ед.
Определяем доходность их деятельности.
(19)
Конкурент 1: 18 000 : 29000 000 = 0,00062
Конкурент 2: 12 000 : 10 000 000 = 0,0012
Конкурент 3: 15 000 : 30 000 000 =0, 0005
Анализируемый банк: 10 000 : 20 000 000 =0,0005
Граница суммарных активов равна 20 млн ден. ед. (сумма максимальной и минимальной величины активов, деленная на 2)
Граница прибылей - 14 тыс ден. ед. (сумма максимальной и минимальной прибыли банков, деленная на 2)
Граница доходности – 0,00091
Строим стратегическую группу (рисунок 49).
Пример построения стратегической группы
Рисунок 49
Интерпретируем результаты:
1. Конкурент 2 – лидер в своей области деятельности, имеет значительный доход. Может снижать цены на услуги или увеличивать расходы на маркетинговые и другие мероприятия.
2. Анализируемый банк, конкурент 1 и конкурент 3 представляют друг для друга особую опасность. Среди этих банков более выгодное положение у конкурента 1 - доходность выше, чем у основных конкурентов стратегической группы, суммарные активы практически равны лидеру по размерам.
3. Конкурент 3 и анализируемый банк имеют одинаковую доходность, но размеры конкурента 3 больше, то есть наш банк по качественным показателям сильнее.
4. Конкуренту 1, 3 и анализируемому банку необходимо повысить доходность.
При оценке рыночного фактора необходимо подробно изучить информацию о состоянии рынков сбыта и возможностях Маркетбанка в их обслуживании, на ее основе провести анализ разрывов сегментов рынка и выбрать подходящий рыночный сегмент для анализируемого банка. При анализе разрыва следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. Определить переменные, которые будут положены в основу анализа. Такими показателями могут быть: репутация, история развития и длительность присутствия на рынке, продуктовый ряд, ценовая политика, кадровое обеспечение, технология доставки банковских продуктов, используемая техника, маркетинговые подходы к продвижению продукта и прочие факторы.
2. Выявить ключевые факторы успеха в деятельности на рыночном сегменте.
3. Оценить позиции Маркетбанка в работе на сегменте.
4. Определить несоответствие между ключевыми факторами успеха и позициями Маркетбанка, то есть разрыв.
5. Предложить меры по ликвидации разрыва.
6. Оценить требования к ресурсам, необходимым для ликвидации разрыва и времени на преодоление разрыва.
При выполнении указанных действий целесообразно пользоваться таблицами 9, 10. В заключение необходимо сделать вывод о том, какой именно рыночный сегмент наиболее приемлем для того, чтобы его обслуживал Маркетбанк. Для исследования сильных и слабых сторон Маркетбанка необходимо изучить состояние его внутренней среды, а так же сопоставить эту информацию с позициями, занимаемыми основными конкурентами. Основой для оценки может служить резюме по внутреннему анализу Маркетбанка (таблица 6). Далее на основе таблицы 6 и информации о конкурентах проводят анализ конкурентоспособности Маркетинга и его соперников. Его удобно оформлять в таблицах 27, 28.
Таблица 27 – Лист оценки сильных и слабых сторон в деятельности банков*
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.