Практический курс банковского маркетинга. Задания и исходные данные к практическим занятиям. нализ разрывов сегментов рынка и выбрать подходящий рыночный сегмент для Маркетбанка, страница 11

 (25);

 (26);

 (27);

 (28).

Надежность банка определяется  характеристиками его клиентуры. В связи с этим кредитные организации так же оценивают своих клиентов. Для этого в зарубежной практике использует несколько основных показателей:

1)  Соотношение суммы процентов, уплачиваемых предприятием по всем видам задолженностей за определенный период с произведенным  за это время экономическим эффектом, т.е.

 (29), где

∑УП – сумма уплаченных процентов;

СПП – стоимость произведенной продукции;

ССМУ – стоимость сырья, материалов, услуг сторонних организаций;

РОТП – расходы по оплате труда и связанные с ней платежи.

2)  Показатель покрытия инвестицийсвидетельствует о том, что каждая часть актива баланса финансируется за счет стабильных источников (собственные средства и долгосрочные кредиты).

 (30)

3)  Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. В большинстве случаев он не должен превышать 1, за исключением  предприятий, имеющих высокие показатели оборачиваемости оборотных средств.

4)  Средний срок оплаты товаров и услуг предприятиями и организациями. Чем больше финансовые затруднения предприятий, тем больше сроки оплаты. Французские специалисты Ж. Фаншон И. Романе в книге «Финансы предприятий» приводят нормативные и тревожные значения этих показателей:

*  показатель 1: нормативное значение 38,8 %; тревожное значение 88,6 %;

*  показатель 2: соответственно 86,7 % и 73,2 %;

*  показатель 3: соответственно 0,75 – 1,5 и 2-3 и выше;

*  показатель 4: соответственно 89,8 дней и 107,1 дня.

В отечественной практике  банком для выбора клиентов используются  показатели ликвидности, рентабельности, деловой активности  и другие параметры, применяемые при оценке кредитоспособности клиента.

Оценка надежности банка может быть  проведена на  основе  метода составления рейтинга надежности банков, разработанной под руководством Кромонова  В.С. Составление рейтингов важно не только  для клиентов и партнеров банка, но и для самого банка,  так как позволяет выявить  тенденции деятельности и спрогнозировать  его дальнейшее развитие.  В рейтинге  могут участвовать  те банки, которые существуют на рынке не менее пяти лет. В итоговую таблицу рейтинга попадают кредитные организации, чей текущий индекс надежности не ниже 35, а синтетический – не ниже 40 %.

Последовательность действий  при  использовании этого метода состоит в следующем. Во-первых, определяются и отбираются  основные параметры баланса каждого банка. Во-вторых, формируется система коэффициентов. В-третьих, исходя из значения параметров баланса и значений коэффициентов, некоторые банки исключаются из рассмотрения. В-четвертых, для оставшихся кредитных учреждений определяется текущий индекс надежности. В-пятых, в заключении рассчитывается синтетический индекс надежности, в порядке его убывания банки вносятся в рейтинг.

Среди важных параметров  баланса используются:

*  уставный фонд (УФ) – общая величина выпущенных и оплаченных  акций банка, включая переоценку ее валютной части;

*  собственный капитал (К) – средства, свободные от обязательств перед клиентами и кредиторами. Включает сумму  УФ, других фондов и прибыли  за счет иммобилизации.

*  обязательства до востребования (ОВ) – величина обязательств, срок востребования которых  равен 0 или неизвестен. Включает остатки на расчетных, бюджетных, текущих, корреспондентских счетах юридических и физических лиц.

*  суммарные обязательства (СО) – общая  величина всех  обязательств банка. Состоят из обязательств до востребования, срочных обязательств (депозиты, вклады, межбанковские кредиты).

*  ликвидные активы (ЛА) – активы, для превращения которых в денежные средства нужны минимальные сроки (средства в кассе, на корреспондентских счетах в других банках, в резервах Центрального Банка, государственные ценные бумаги).