Практический курс банковского маркетинга. Задания и исходные данные к практическим занятиям. нализ разрывов сегментов рынка и выбрать подходящий рыночный сегмент для Маркетбанка, страница 10

Факторы конкурентоспособности

Вес факторов

Значение факторов

Относительные показатели

Взвешенные показатели

Маркетбанк

«АМУР»

«БАЛЧУГ»

«ВОСХОД»

«ДОН»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма оценок

*Таблица составлена на основе метода взвешенных оценок

Таблица 28 – Лист оценки сильных и слабых сторон в деятельности банков**

Факторы конкурентоспособности

Вес факторов

Значение факторов

Баллы

Маркетбанк

«АМУР»

«БАЛЧУГ»

«ВОСХОД»

«ДОН»

1

2

3

4

5

6

7

8

**Таблица составлена на основе метода балльных оценок и построения профиля

В качестве факторов конкурентоспособности следует рассматривать следующие:

*  организационно–правовая форма;

*  организационно-управленческая структура;

*  суммарные активы;

*  развитость филиальной сети;

*  оказание дополнительных услуг и качество банковских продуктов;

*  надежность банка и имидж банка

*  рекламная стратегическая;

*  система менеджмента;

*  система доставки;

*  применяемые технологии и техника;

*  кадровый потенциал;

*  рыночная доля;

*  доходность;

*  кредитная политика;

*  политика по привлечению денежных средств.

Особое внимание обращают на оценку надежности банка. Для ее определения применяют несколько методических приемов. Приведем некоторые  наиболее известные методы. Для анализа доходности, надежности, устойчивости и финансовой  независимости банка используют данные  его  публикуемой отчетности, на основе которой рассчитывают ряд коэффициентов.

  (20) - является обобщающим показателем доходности деятельности банка. Показывает эффективность использования активов банка.

 (21) - показатель доходности капитала учредителей  банков отражает эффективность деятельности и его дивидендную политику.

  (22) –  показатель надежности  банка. Свидетельствует об уровне автономности банка в управлении своими ресурсами и привлеченными средствами.

(23) -  характеризует направления использования привлеченных средств, то есть показывает, какая  часть привлеченных средств используется  для кредитования, а какая  для ведения  других операций. В целом, диверсификация деятельности повышает устойчивость банка в условиях  нестабильной  внешней среды, но увеличивает и уровень риска в деятельности банка.

 (24) – показывает какая часть активов банка формируется  за счет средств других банков, то есть степень финансовой зависимости банка от других банков. Для  клиентов-заемщиков особое значение имеют показатели К3, К4, К5,  и размер  уставного фонда, а для  клиентов-инвесторов в равной степени  все показатели. Данный метод имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, при определении К1 следует  учитывать, что сумма активов банка  изменяется в течение года, поэтому при расчете уровня доходности нужно сопоставлять годовые накопления банка со среднегодовой сумма его активов. Во-вторых, при анализе показателя К3  принимают во внимание, что излишняя замкнутость в деятельности банка не всегда  является признаком его надежности. Однако в условиях нестабильной внешней среды высокая зависимость от заемных средств опасна. В-третьих, при рассмотрении показателя К4 учитывают, что для анализа использования средств до востребования  в качестве ресурсов кредитования сопоставляют остатки денег на расчетных счетах, чековых книжках и аккредитивах предприятия с остатками на корреспондентском счете и в кассе банка. Превышение первых над вторыми показывает размер принадлежащих банку  средств, отвлеченных в ссуды. Увеличение  до 60-65% доли  этих средств в общей сумме денег, находящихся на счетах до востребования является предупреждением банку. Показателем надежности банка является его платежеспособность. Она представляет собой отношение фактически оплаченных  за определенный период  обязательств к сумме предъявленных обязательств. Коэффициент равный 1 указывает на бесперебойность функционирования банка. Помимо указанных показателей следует учитывать средневзвешенные параметры: