Транспортирование и хранение сырья перед обработкой. Требования к условиям содержания живой рыбы. Цвет и прозрачность природной воды, страница 9

При перемещении рыбы гидравлическими средствами, особенно при температуре воды выше 15 °С, может возникать нежелательное набухание тканей рыбы. Также должно быть уделено внимание санитарному состоянию воды.

Рыбу, принятую с гидротранспортера, освобождают от избытка воды с помощью решетчатых или сетчатых водоотделителей. После пребывания на водоотделителе на рыбе остается 8-10 % воды. На вибрационных водоотделителях вода отделяется лучше - на рыбе остается ее 3-5 %. Для отделения воды служат также бункеры с ложным перфорированным дном, транспортеры с сетчатой лентой.

Для ускорения приема массовых количеств мелкой рыбы-сырца и улучшения санитарных условий на береговых предприятиях применяют поточные линии, в которых механизированы выгрузка рыбы из трюма, мойка и осушение, взвешивание и наполнение в предварительно вымытые ящики. Ящики механически перемещают в камеры аккумулятора с искусственным охлаждением. На плавучих заводах принятая россыпью или в ящиках рыба системой ленточных и скребковых транспортеров перемещается в бункеры или аккумуляторы с охлаждением.

Количественный учет рыбы необходим для организации контроля производства. При приеме рыбы учет ведут путем взвешивания ее или при помощи калиброванных мерников (ящики, носилки, бадьи), а также мерных бункеров, в которых объем, занятый рыбой, определяют по высоте слоя, высчитывая массу по следующей формуле:

Р=hаК,                                                                (1.2)

где Р - масса рыбы, т;

h - высота слоя, м;

а - коэффициент перевода массы в объем;

К - насыпная масса рыбы, т/м3.

Для предотвращения возможных ошибок систематически проверяют тарировку мерников для каждой партии сырья.

При гидравлической подаче сырья применяют мерные бункеры с водоотделительными решетками, при выгрузке рыбы стропами и бадьями - подвесные или крановые весы.

Для непрерывного и автоматического учета принимаемой рыбы используют автоматические весы порционного взвешивания. При взвешивании масса рыбы может быть больше действительной в результате неполного отделения слизи и воды. Для устранения этой ошибки вводят поправочный коэффициент (0,95-0,98). Учет рыбы не должен задерживать прием и последующую обработку рыбы-сырца, а его результаты должны точно отражать массу принятой рыбы.

Хранение рыбы на перерабатывающих предприятиях вызвано, во-первых, массовым поступлением сырья, количество которого превосходит перерабатывающие мощности, а во-вторых, необходимостью создания определенного запаса сырья для обеспечения бесперебойной работы обрабатывающих цехов и непрерывного выпуска продукции.

Рыбу хранят в складах-аккумуляторах, обеспечивающих надежную защиту от действия атмосферных осадков, ветра, солнечной радиации, быстрое охлаждение рыбы-сырца до температуры, близкой к 0 °С, поддержание требуемого санитарно-гигиенического режима.

§ 3. Беспозвоночные и водоросли

В зависимости от вида объектов их перевозят и хранят в живом или снулом виде. Опыт транспортирования живых крабов насчитывает несколько десятков лет. Крабов перевозят с целью акклиматизации (Россия), выращивания в искусственных условиях (Япония), а также транспортирования живого промыслового краба.

Идея акклиматизации камчатского краба в Баренцевом море зародилась еще в тридцатых годах. В этот период были осуществлены первые попытки перевозки их из дальневосточных морей в Баренцево море. С 1960 г. приступили к практическому осуществлению этих работ. Перевозку взрослых крабов из Владивостока в Баренцево море осуществляли  в аквариумах самолетом в течение 81 ч. Посадка была уплотненной: в шесть аквариумов емкостью 60 л поместили 16 крабов (примерно 22 л на особь). Транспортирование камчатского краба как посадочного материала при длительных перевозках осуществлялось в живорыбных вагонах В-20 в течение 312 ч.

Крабы, как и все водные животные, извлекают кислород для жизнедеятельности из воды. Обеспечение насыщения воды необходимым количеством кислорода - важнейшая задача при транспортировании водных животных.