Транспортирование и хранение сырья перед обработкой. Требования к условиям содержания живой рыбы. Цвет и прозрачность природной воды, страница 6

При проектировании живорыбного транспорта учитывают продолжительность перевозки, количество и вид транспортируемого объекта, содержание кислорода в воде, ее температуру. В живорыбном транспорте имеются емкости, в которых размещают рыбу, системы контроля качества и очистки воды, ее аэрации, регулирования температуры. Весьма сложной проблемой при использовании соленой морской воды во время транспортирования живых организмов является проблема обрастания. В жизненном цикле многих водных организмов есть стадия, когда они прикрепляются к любому предмету: трубам, резервуарам, насосам. Для их удаления применяют химические вещества, механические способы, изменение температуры (превышение летальной для обрастателей температуры), стерилизацию воды до подачи в систему, ультрафиолетовое облучение, высокую скорость движения воды в системах.

Главными причинами снулости рыбы при садковом содержании являются недостаток кислорода, растворенного в воде, неблагоприятные температурные условия, травматизм и болезни. Кроме того, снулость возникает при значительных затратах энергии рыбой, вынужденной быстро двигаться по ряду причин: преследование в садке другими рыбами, вынужденное плавание в быстрых потоках воды, частые пересадки. Гасят чрезмерную активность рыбы путем снижения температуры воды с последующим плавным доведением ее до оптимальных значений.

Снулую и засыпающую рыбу немедленно извлекают из воды, охлаждают и по возможности быстро реализуют или замораживают. У снулой рыбы, долго не вылавливаемой из воды, вздувается брюшко, набухают и обесцвечиваются жабры, набухает мясо, в результате чего масса ее может увеличиваться (до 7-10 %). Такая рыба называется плавуном и является нестандартной.

Изменения, происходящие в рыбе при содержании ее в живом виде, зависят от вида рыбы, ее исходного состояния, сезона, срока, условий содержания и перевозки. Продолжительность жизни рыбы в садках может зависеть от содержания жира в теле рыбы. Например, при летнем содержании карпа жирностью 12 % средняя продолжительность жизни составляет 100 сут, линя жирностью 2,7 % - 55 сут, а сома массой до 1,5 кг при начальном содержании жира 8,5 % - 45 сут. При истощении карп и линь гибнут при среднем содержании жира 0,5 %, а сом - 2,8 %.

Потери жира при летнем садковом содержании снижают питательную ценность рыбы по сравнению с начальной. Поэтому длительное массовое содержание товарной рыбы в искусственных садках, как правило, не практикуется. По мере уменьшения жирового запаса сопротивляемость организма рыб снижается, увеличивается количество заболевших особей и повышается зараженность паразитами. Неизбежные при длительном садковом содержании небольшие травмы у истощенной рыбы долго не заживают.

Но наиболее опасное заболевание рыбы при содержании в садках - сапролегниоз (или дерматомикоз), вызываемый грибками из семейства сапролегниевых. Сапролегниоз возникает у рыб на травмированных участках тела, особенно после транспортирования. Во избежание распространения сапролегниоза травмированную и ослабевшую рыбу немедленно реализуют, а инвентарь и оборудование дезинфицируют.

§ 2. Рыба-сырец

Основная масса рыбного сырья поступает на промышленную переработку в снулом виде. Задержка доставки рыбы приводит к снижению ее качества. До переработки рыба подвергается операциям доставки с мест добычи до перерабатывающего предприятия, выгрузке, количественному учету и определению качества. Во время этих операций в тканях рыбы происходят посмертные изменения, поэтому с момента вылова до обработки она должна находиться в условиях, тормозящих развитие автолитических и бактериальных процессов.