Для механизации выгрузки рыбы, доставленной навалом, применяют различные контейнеры (бадьи, сетчатые мешки, мягкие стропы и т.п.), которые поднимают из трюма и переносят к месту разгрузки при помощи грузовых стрел, кранов, стеллингов. Для уменьшения количества рыбы с механическими повреждениями используют контейнеры небольшой емкости (250-300 кг), а рыбу высыпают из них при минимальной высоте падения.
Для выгрузки рыбы, доставленной навалом, применяют также рыбонасосы, обладающие высокой производительностью, что обеспечивает быстрый прием рыбы. При выгрузке рыбы рыбонасосом в трюм судна накачивают воду в количестве, в 9-10 раз превышающем массу рыбы. Водорыбную пульпу перекачивают в гидротранспортер для передачи к месту учета и хранения. Для передачи рыбы из ставных неводов на берег применяют спаренные рыбонасосы, что позволяет принимать рыбу из ставных неводов, отстоящих от берега на расстоянии 800-1000 м, и поднимать ее на высоту от 7 до 14 м.
Но и при гидравлической разгрузке рыба все же подвергается механическим воздействиям, причем в эжекторных рыбонасосах на нее действуют гидродинамические нагрузки, а в центробежных к ним присоединяются нагрузки ударного характера (в зоне ротора). Эти нагрузки вызывают и ускоряют процессы посмертных изменений, травмируют и даже разрушают тело рыбы. Количество рыбы с механическими повреждениями зависит от высоты всасывания и подъема рыбы, а также от высоты падения при выходе из напорного шланга.
На плавучие заводы и рефрижераторы рыбу принимают от рыболовецких судов прямо в районе промысла. В зависимости от состояния моря перегрузка осуществляется либо после швартовки, либо без швартовки - оба судна ложатся в дрейф на расстоянии 60-100 м одно от другого. В первом случае рыбу принимают при помощи грузовых стрел, самозатягивающихся сеток-стропов, подвесных транспортеров, рыбонасосов, во втором - перегружают при помощи сетчатых мешков-контейнеров, гибкого шланга и рыбонасоса, в бадьях по канатной дороге.
При перегрузке в контейнерах с принимающего судна на рыболовецкое передают трос с поплавками. При передаче сырца в сетках-стропах рыба подвергается механическим воздействиям, вызывающим повреждения, кровоподтеки, разрывы брюшка. Во избежание образования таких дефектов емкость контейнеров целесообразно ограничивать (300-500 кг), опускать и поднимать стропы плавно, не допуская излишних механических воздействий на рыбу.
Для перегрузки рыбы в море применяют плотики из пневматических кранцев. К раме такого плотика подвешивают сетные мешки-контейнеры (4-9 шт.). Рыбу в плотик загружают из кошельковых неводов или из кутков тралов. К плотику подходит судно, принимающее рыбу, и при помощи грузовой стрелы поднимает поочередно контейнеры с рыбой к себе на борт. Принятая рыба должна быть перемещена к месту хранения или обработки. На транспортировку рыбы следует затрачивать минимум времени, а способ перемещения не должен ухудшать ее технологическую ценность и санитарное состояние. Рыбу, доставленную в ящиках, выгружают при помощи стропов, парашютов, скребковых и ленточных транспортеров.
На современных рыбообрабатывающих предприятиях межцеховое транспортирование рыбы осуществляется как автомашинами, электрокарами, аккумуляторными погрузчиками, так и транспортирующими машинами непрерывного действия - конвейерами и транспортерами.
Скребковые и ленточные транспортеры удобны и обеспечивают хорошую сохранность сырца, но при эксплуатации требуют систематической очистки от загрязнений. Для улучшения санитарного состояния рыбы применяют душевую мойку, а транспортеры помещают в укрытые от солнечных лучей и пыли галереи. Наиболее удачны лотковые и трубчатые гидротранспортеры, обеспечивающие горизонтальное перемещение рыбы на значительные расстояния с минимальным количеством механических повреждений и одновременно хорошую мойку сырца. При помощи трубопроводов рыбу можно транспортировать на расстояние до 3,5-4 км.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.