При подготовке к водному походу очень важно научить юных туристов организовать движение по маршруту, правильно распределить время и силы в зависимости от условий похода. Правильно составленный распорядок походного дня, четко увязанный с графиком движения по маршруту и ходовым режимом, правильная расстановка сил с учетом возрастных особенностей и возможностей группы — все это важнейшие вопросы тактики водного похода.
В основу распорядка дня закладывают следующие исходные положения: группа тратит на прохождение маршрута ежедневно не более 5—6 час; разбивка лагеря для ночлега, приготовление ужина и сам ужин заканчиваются до наступления темноты; на ночной отдых отводится не менее 8 часов; подъем и подготовка к выходу на маршрут осуществляются возможно раньше; дневной привал на берегу устраивается с полноценным обедом и общим отдыхом на 1,5—2 час.
При плавании на байдарках через каждые 40— 45 мин. работы веслами делают 10—15 мин. отдыха, собравшись в «пакет» (все суда счаливают борт к борту) или, выйдя на берег размяться. Это правило выполняют и при проводке байдарок против течения, и при обносах и волоках.
При плохой освещенности в вечернее время или при низком положении солнца, когда оно светит прямо в глаза, нельзя проходить сложные участки пути — их преодоление следует перенести на более подходящее время дня. Плавание в ночное время для походов со школьниками недопустимо.
Водную группу школьниковкомплектуют не более чем из двух смежных годов рождения по возрасту или двух смежных параллелей классов, что, конечно, не исключает включение в группы, укомплектованные из младших классов, старших школьников в качестве младших инструкторов туризма.
Школьники, готовящиеся в многодневный поход, дважды проходят медицинский осмотр: первый раз в начале подготовки к походу, второй — непосредственно перед выходом на маршрут. Беседы руководителя группы со школьным или лечащим врачом помогут выявить ребят, которым водные походы противопоказаны.
Очень важно, чтобы во время тренировочных походов ребята успели присмотреться друг к другу, выработали единое понимание целей и задач водного туризма. Это обеспечит сплоченность группы в трудные минуты, предотвратит нарушения дисциплины, невыполнение распоряжений руководителя [6 c.109].
Недостаточная проработка маршрута предполагаемого похода, когда плохо изучены реки, топография препятствий, изменение уровня воды в зависимости от метеорологических условий,— все это может стать причиной возможных аварий. Район похода, предполагаемый маршрут, метеорологические условия должны быть тщательно изучены. Это один из самых важных моментов подготовки путешествия. Если информации, полученной из литературы, оказалось недостаточно, то следует послать запросы в ключевые пункты маршрута.
Большое значение имеют правильная раскладка и подбор продуктов питания.Если маршрут проходит по ненаселенной местности, то при комплектовании продуктов нужно учитывать 10 % аварийного запаса. Частой ошибкой является занижение суточных норм расхода продуктов. Если суммарная калорийность потребляемых продуктов ниже энергетических затрат, то начинается постепенное истощение организма. Большинство недоразумений с продуктами возникает при расчете на их пополнение из местных ресурсов или на «подножный» корм. Продуктов, которые предполагалось докупить, может не оказаться в местных магазинах, а на рыбу, дичь, грибы и ягоды вообще не стоит рассчитывать, так как при неблагоприятной погоде там, где раньше всего было в изобилии, может не оказаться ничего. Употребление в пищу незнакомых растений, ягод и грибов должно быть исключено — они могут оказаться ядовитыми и вызвать отравление.
При организации походов в леса, где существует энцефалитная опасность, всем членам группы надо либо пройти курс прививок, либо отказаться от путешествия в данном районе. В южных районах возможны встречи с ядовитыми насекомыми, а ядовитые змеи на территории нашей страны распространены почти повсеместно. При встрече с ядовитыми змеями и насекомыми необходимо принимать меры предосторожности, прежде всего самим не нападать на них.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.