Инновации и их роль в истории. Проблемы развития инновационного производства в современной России. Государственная политика в области инноваций, страница 9

Мы видим, что в целом предприятие имеет небольшую прибыль. Однако, если рассмотреть видам продукции, то видим, что прибыль получена за счет направления «Игрушки», в то время как парикмахерская, хотя и дает положительную маржинальную прибыль, в целом убыточна. Самая же плохая картина по направлению «Мебель», когда не только общая, но и маржинальная прибыль отрицательна, следовательно, увеличение выпуска мебели не приближает нас к точке безубыточности, а отдаляет от нее.

Основными плановыми документами являются «Бюджет доходов и расходов» и «Бюджет движения денежных средств». БДР представляет собой фактически план реализации и затрат на производство и реализацию продукции. БДДС, в отличие от БДР, составляется с учетом НДС, и включает в себя три бюджета – бюджет по основной деятельности (фактически тот же самый БДР, только с НДС), бюджет по инвестиционной деятельности (затраты на капитальные вложения) и бюджет по финансовой деятельности (кредиты, взносы в уставной капитал и т.д.).

Фактические данные анализируются в тех же формах и разрезах, что и плановые. Сравнение производится как план/факт, так и факт/факт предыдущего периода.

Планирование инновационного проекта.

Составление бизнес плана инвестиционного проекта.

Инновации предполагают инвестиции. Поэтому инновационный проект является также и инвестиционным и для него надо будет составить бизнес-план.

Бизнес-планы составляются как для внутренних, так и для внешних пользователей. По хорошему, эти два варианта не должны принципиально различаться, хотя некоторые акценты в них неизбежно будут расставлены по-разному.

Бизнес план инвестиционного проекта включает в себя следующие разделы:

Резюме проекта. Краткое, на 3-4 листах изложение основного содержания бизнес-плана. Эта часть очень важна, так она будет первой и, возможно, единственной частью бизнес-плана, которую прочитают. Поэтому в резюме необходимо ясно изложить ключевую идею проекта (например, замещение импорта такого-то вида продукции за счет использование таких-то научно-технических изобретений, тех или иных ниш на рынке), требуемые инвестиции, финансовую отдачу проекта.

Описание компании. История компании, ее достижения, роль на рынке.

Описание команды проекта – руководители и ключевые исполнители.

Описание продукта, которые планируется производить. Преимущества данного продукта, отличия от других имеющихся в этой сфере продуктов, ключевые технологические решения.

Описание технологии производства. Описать технологию производства, использование научно-технических изобретений и новых технических решений. Здесь же следует указать, как предполагается использовать имеющиеся производственные мощности, трудовые ресурсы, потребность в новом оборудовании.

Маркетинговый анализ рынка. Этот раздел очень важен и включает в себя анализ отрасли, основных конкурентов. Сильные и слабые стороны конкурентов. Необходимо описать стратегию продвижения нашего продукта.

Финансово-экономический раздел: сумма инвестиционных затрат, планируемый выпуск в денежном выражении, прогнозные БДР и БДДС, показатели окупаемости проекта. К показателям окупаемости относятся срок окупаемости (простой и с учетом дисконтирования, NPV, IRR). Если в качестве инвестора предполагается привлечь государство, то надо рассчитать срок бюджетной окупаемости (т.е. окупаемости инвестиций суммой налоговых поступлений от производства).

Социальная значимость проекта. Насколько этот проект способствует развитию отечественного производства (например, создание нового или импортозамещающего производства, развитие высоких технологий), решению общественно-значимых задач (например, изготовление медицинских имплантатов по цене, делающей их доступными для более широких кругов населения, либо повышение обороноспособности страны). Сколько новых рабочих мест планируется создать, какова будет сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.