Поэтому при анализе и планировании постоянные затраты тоже должны быть разделены на постоянные затраты по направлениям деятельности и нераспределенную по направлениям часть. Учет постоянных затрат одной суммой может привести к ошибочным выводам. Также необходимо выделение нераспределенной части постоянных затрат, т.к. таких затрат, которые не связаны непосредственно с каким-либо направлением (заработная плата директора, сотрудников бухгалтерии и т.д., платежи по аренде тех помещений, которые останутся даже при снятии с производства отдельных групп изделий и др.). Искусственное распределение таких расходов по направлениям может исказить реальное положение и, следовательно, привести к неправильному решению задачи оптимизации производственной программы.
При анализе также важны показатели чистой прибыли, общей и маржинальной рентабельности предприятия в целом и по отдельным направлениям деятельности. Алгоритм анализа будет такой:
1. В первую очередь надо обратить внимание на маржинальную прибыль. Если маржинальная прибыль по какому-то направлению отрицательна, то это направление однозначно убыточно, и от него следует отказаться или искать пути снижения переменных затрат (внесение изменений в технологию, снижение заработной платы, поиск более дешевых поставщиков) либо, если есть возможность, повышать цену на продукцию этого направления, чтобы сделать маржинальную прибыль положительной.
2. Во вторую очередь, для тех направлений, маржинальная прибыль по которым больше нуля, следует посмотреть на постоянные расходы по направлению, включаемые в себестоимость.
2.1 Если сальдо маржинальной прибыли и постоянных расходов на себестоимость по данному направлению положительно, то это направление, взятое само по себе, прибыльно и можно продолжить его дальнейшее рассмотрение.
2.2 Если же это сальдо отрицательно, то направление следует либо
2.2.1 снять с производства,
2.2.2 либо искать пути сделать сальдо положительным.
Это могут быть, в свою очередь:
2.2.2.1 увеличение маржинальной прибыли путем наращивания объемов выпуска, если уровень спроса это позволяет;
2.2.2.2 увеличение маржинальной прибыли способами, указанными в пункте 1 – снижение переменных затрат или повышение цен на продукцию;
2.2.2.3 наконец, последний вариант – поиск путей снижения постоянных расходов по этому направлению.
3. После того, как рассмотрено каждое направление, надо просуммировать все сальдо по тем направлениям, которые предполагается сохранить, и отнять от этой суммы сумму нераспределенных по направлениям постоянных расходов, включаемых в себестоимость. Если полученный результат положителен, то производство в целом может быть прибыльным, даже без дополнительных мероприятий по повышению рентабельности и общего объема маржинальной прибыли, если же этот результат отрицателен, то предприятие в целом убыточно и следует либо закрывать его, либо искать пути повышения эффективности (это уже названные выше варианты снижения затрат или повышения доходов, плюс сокращение нераспределенной части постоянных расходов, включаемых в себестоимость).
Пример такого анализа показан в следующей таблице:
тыс. руб. без НДС
Игрушки |
Мебель |
Парикмахерская |
Расходы общего характера |
Всего |
|
Реализация |
4000 |
2000 |
1000 |
7000 |
|
Переменные затраты |
1500 |
2200 |
100 |
3800 |
|
Маржинальная прибыль |
2500 |
-200 |
900 |
0 |
3200 |
Постоянные затраты |
1000 |
500 |
1000 |
500 |
3000 |
Прибыль |
1500 |
-700 |
-100 |
-500 |
200 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.