Финансовый менеджмент в системе управления предприятием. Финансовый менеджмент: цель, задачи, особенности, страница 15

В сфере производства

В сфере торговли

1. Чистая выручка от реализации продукции (Нетто)

1. Общий объем закупок товаров

2. минус переменные затраты

2. минус расходы на приобретение товаров, включая услуги транспорта

3. равно маржинальный доход (маржинальная прибыль)

3. равно торговая скидка (наценка) или выручка от продажи товаров

4. минус постоянные затраты

4. минус НДС и другие косвенные налоги

5. равно прибыль от реализации продукции

5. равно доход или чистая выручка от продажи товаров

6. минус переменные издержки

7. равно маржинальный доход

8. минус постоянные издержки

9. равно финансовый результат (прибыль или убыток)

В финансовом менеджменте используется ряд показателей которые имеют системный и комплексный характер:

1) Сила воздействия производственного (операционного) рычага равна:

МД – маржинальный доход;

ПР – прибыль от реализации.

Измеряется в разах.

Чем выше значение СВПР, тем больше предпринимательский риск связанный с деятельностью данного предприятия (риск потери прибыли).

На практике анализируются следующие варианты ответов:

а) маржинальный доход = 0, т.е. выручка от реализации покрывает только переменные издержки, т.е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек;

б) МД больше 0, но меньше постоянных издержек, т.е. выручка от реализации покрывает переменные издержки и часть постоянных;

в) МД равен постоянным издержкам, т.е. выручка от реализации достаточна чтобы компенсировать все издержки, при этом предприятие не имеет прибыли, т.е. прибыль = 0;

г) МД больше постоянных издержек, т.е. деятельность предприятия, будет прибыльной.

2) Коэффициент производственного рычага:

СИ – постоянные стабильные издержки;

ОИ – общие издержки.

Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема производства (продаж).

3) Данное соотношение достигается приростом суммы прибыли и величиной объема продаж или производства:

ЭПР – эффект производственного рычага;

∆П – темп прироста прибыли, %;

∆ОП – темп прироста объемов продаж, %.

Любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата, т.е. прибыли или убытка.

4) Критический объем производства, это пороговая величина выручки от реализации, при которой прибыль равна 0.

ОПк – объем производства критический;

СИ – стабильные издержки;

КМД – коэффициент маржинального дохода.

Если порог рентабельности пройден, т.е. прибыль больше 0, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается. И сила воздействия СВПР падает. Наоборот повышение удельного веса постоянных издержек в суммарных затратах усиливает воздействие СВПР, т.е. увеличивается.

5) Запас финансовой прочности ЗФП (%)

ЭФП в денежном выражении = фактическая выручка от реализации – пороговая величина выручки от реализации.

На сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы своего финансового состояния.

Норма ЗФП не меньше 10%.

6) Рентабельность активов (имущества)

БП – бухгалтерская прибыль;

А – среднегодовая стоимость активов.

Сколько прибыли до налогообложения приходиться на каждый рубль вложенных активов.

7) Средняя расчетная ставка за кредит

СП среднее – это средняя расчетная процентная ставка принимаемая по условиям кредитного договора;

ФИК – фактические финансовые издержки по всем полученным кредитам за весь расчетный период (сумма уплаченных процентов);

ЗК – заемный капитал.

8) Эффект финансового рычала (левериджа):

СНП – ставка налога на прибыль;

РА – рентабельность активов;

ПК – средняя величина процентов за пользование кредитом.

(1- СНП) – это налоговый корректор (1-0,20) = 0,8

Не зависит от деятельности предприятия, т.к. ставку налога на прибыль утверждают в законодательном порядке;

А – ПКсред.) – дифференциал. Это основной фактор, формирующий положительное значение эффекта финансового левериджа.

Важно! Условие, когда рентабельность активов будет выше % за пользование кредитом.