В сфере производства |
В сфере торговли |
1. Чистая выручка от реализации продукции (Нетто) |
1. Общий объем закупок товаров |
2. минус переменные затраты |
2. минус расходы на приобретение товаров, включая услуги транспорта |
3. равно маржинальный доход (маржинальная прибыль) |
3. равно торговая скидка (наценка) или выручка от продажи товаров |
4. минус постоянные затраты |
4. минус НДС и другие косвенные налоги |
5. равно прибыль от реализации продукции |
5. равно доход или чистая выручка от продажи товаров |
6. минус переменные издержки |
|
7. равно маржинальный доход |
|
8. минус постоянные издержки |
|
9. равно финансовый результат (прибыль или убыток) |
В финансовом менеджменте используется ряд показателей которые имеют системный и комплексный характер:
1) Сила воздействия производственного (операционного) рычага равна:
МД – маржинальный доход;
ПР – прибыль от реализации.
Измеряется в разах.
Чем выше значение СВПР, тем больше предпринимательский риск связанный с деятельностью данного предприятия (риск потери прибыли).
На практике анализируются следующие варианты ответов:
а) маржинальный доход = 0, т.е. выручка от реализации покрывает только переменные издержки, т.е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек;
б) МД больше 0, но меньше постоянных издержек, т.е. выручка от реализации покрывает переменные издержки и часть постоянных;
в) МД равен постоянным издержкам, т.е. выручка от реализации достаточна чтобы компенсировать все издержки, при этом предприятие не имеет прибыли, т.е. прибыль = 0;
г) МД больше постоянных издержек, т.е. деятельность предприятия, будет прибыльной.
2) Коэффициент производственного рычага:
СИ – постоянные стабильные издержки;
ОИ – общие издержки.
Чем выше значение этого коэффициента, тем в большей степени предприятие способно ускорить темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема производства (продаж).
3) Данное соотношение достигается приростом суммы прибыли и величиной объема продаж или производства:
ЭПР – эффект производственного рычага;
∆П – темп прироста прибыли, %;
∆ОП – темп прироста объемов продаж, %.
Любое изменение выручки от реализации продукции приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата, т.е. прибыли или убытка.
4) Критический объем производства, это пороговая величина выручки от реализации, при которой прибыль равна 0.
ОПк – объем производства критический;
СИ – стабильные издержки;
КМД – коэффициент маржинального дохода.
Если порог рентабельности пройден, т.е. прибыль больше 0, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается. И сила воздействия СВПР падает. Наоборот повышение удельного веса постоянных издержек в суммарных затратах усиливает воздействие СВПР, т.е. увеличивается.
5) Запас финансовой прочности ЗФП (%)
ЭФП в денежном выражении = фактическая выручка от реализации – пороговая величина выручки от реализации.
На сколько процентов предприятие может выдержать снижение выручки от реализации продукции без серьезной угрозы своего финансового состояния.
Норма ЗФП не меньше 10%.
6) Рентабельность активов (имущества)
БП – бухгалтерская прибыль;
А – среднегодовая стоимость активов.
Сколько прибыли до налогообложения приходиться на каждый рубль вложенных активов.
7) Средняя расчетная ставка за кредит
СП среднее – это средняя расчетная процентная ставка принимаемая по условиям кредитного договора;
ФИК – фактические финансовые издержки по всем полученным кредитам за весь расчетный период (сумма уплаченных процентов);
ЗК – заемный капитал.
8) Эффект финансового рычала (левериджа):
СНП – ставка налога на прибыль;
РА – рентабельность активов;
ПК – средняя величина процентов за пользование кредитом.
(1- СНП) – это налоговый корректор (1-0,20) = 0,8
Не зависит от деятельности предприятия, т.к. ставку налога на прибыль утверждают в законодательном порядке;
(РА – ПКсред.) – дифференциал. Это основной фактор, формирующий положительное значение эффекта финансового левериджа.
Важно! Условие, когда рентабельность активов будет выше % за пользование кредитом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.