Построить модель простой линейной регрессии, где зависимый признак – доля людей, негативно оценивающих свое будущее, а независимый – доля людей старше 45 лет. Целью данного статистического анализа является проверка следующей исследовательской гипотезы: влияет ли возраст на оценку своего будущего.
Первый шаг, произвести агрегирование исходного файла (разбивающий признак – район проживания, агрегируемые переменные – возраст и оценка будущего). В новом файле возраст необходимо представить как доля людей старше 45 лет (45 лет – средний возраст по городу), а оценку будущего как долю людей, негативно оценивающих свое будущее.
Второй шаг – рассчитать коэффициент корреляции между зависимым и независимым признаками.
Третий шаг - построить модель линейной регрессии, дополнительно задать выдачу: Statistics/ Durbin-Watson, confidence interval; Plots/ Histogram; Save/ unstandardized predicted value, confidence interval for individual.
Четвертый шаг – проверить качество модели на основе анализа результатов однофакторного дисперсионного анализа и t-статистик для коэффициентов регрессионного уравнения.
Пятый шаг – если качество модели удовлетворительное, оценить объяснительную силу модели и проинтерпретировать полученные коэффициенты регрессионного уравнения.
Шестой шаг – осуществить дополнительную проверку качества модели: проверить распределение стандартизованных остатков (соответствует ли оно нормальному), построить график, отразив на нем линию регрессии и доверительные интервалы для предсказанных значений с наложением диаграммы рассеяния объектов (районов) в поле модельных признаков. Построение графика: Plots/ scatter / overlay / Y-X pair (попарно с независимым признаком «доля людей старше 45 лет» заносите в окно эмпирические значения переменной «доля негативно оценивающих будущее», модельные значения данного признака, значения границ доверительных интервалов).
Внимание! Независимый признак должен располагаться на оси Х, соответственно обратите внимание на то, чтобы в окне для построения графика это отражалось (признаки в паре можно поменять местами с помощью swap pair).
Основная литература:
1. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации: пер. с нем.. СПб: ООО «ДиасофтЮП», 2002.
2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002.
3. Крыштановский А. О. Анализ социологических данных. ГУ-ВШЭ, 2006.
4. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М.: Вильямс, 2003.
5. Наследов А. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
6. Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2001.
7. Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.
8. Сигель Э. Практическая бизнес-статистика. М.: Вильямс, 2004.
9. Хили Дж. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2005.
10. SPSS BASE 8.0. Руководство пользователя. М.:СПСС Русь, 1998.
Ресурсы в Интернет:
11. Алексеева А.Ю., Ечевская О.Г., Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Сборник задач. Новосибирск: НГУ, 2003 (адрес в Интернет - http://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:nsusme:etchevskaya).
12. Англо-русский статистический глоссарий http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fvti/spivak/library/book2/book2.htm
13. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. – 544 с. http://grachev62.narod.ru/Mr/
14. Сообщество пользователей SPSS в Живом Журнале («SPSS в психологии и социальных науках») http://community.livejournal.com/ru_spss/
15. Тексты по статистике http://forum.gfk.ru/texts/
16. Электронный учебник StatSoft http://www.statsoft.ru/statportal/tabID__44/DesktopDefault.aspx
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.