Анализ социологических данных с применением пакета SPSS. Пошаговая исследовательская модель анализа данных, страница 27

Построить модель простой линейной регрессии, где зависимый признак – доля людей, негативно оценивающих свое будущее, а независимый – доля людей старше  45 лет. Целью данного статистического анализа является проверка следующей исследовательской гипотезы: влияет ли возраст на оценку своего будущего.

Первый шаг, произвести агрегирование исходного файла (разбивающий признак – район проживания, агрегируемые переменные – возраст и оценка будущего). В новом файле возраст необходимо представить как доля людей старше 45 лет (45 лет – средний возраст по городу), а оценку будущего как долю людей, негативно оценивающих свое будущее.

Второй шаг – рассчитать коэффициент корреляции между зависимым и независимым признаками.

Третий шаг - построить модель линейной регрессии, дополнительно задать выдачу: Statistics/ Durbin-Watson, confidence interval; Plots/ Histogram; Save/ unstandardized predicted value, confidence interval for individual.

Четвертый шаг – проверить качество модели на основе анализа результатов однофакторного дисперсионного анализа и t-статистик для коэффициентов регрессионного уравнения.

Пятый шаг – если качество модели удовлетворительное, оценить объяснительную силу модели и проинтерпретировать полученные коэффициенты регрессионного уравнения.

Шестой шаг – осуществить дополнительную проверку качества модели: проверить распределение стандартизованных остатков (соответствует ли оно нормальному), построить график, отразив на нем линию регрессии и доверительные интервалы для предсказанных значений с наложением диаграммы рассеяния объектов (районов) в поле модельных признаков. Построение графика: Plots/ scatter / overlay / Y-X pair (попарно с независимым признаком «доля людей старше 45 лет» заносите в окно эмпирические значения переменной «доля негативно оценивающих будущее», модельные значения данного признака, значения границ доверительных интервалов).

Внимание! Независимый признак должен располагаться на оси Х, соответственно обратите внимание на то, чтобы в окне для построения графика это отражалось (признаки в паре можно поменять местами с помощью swap pair).


Литература по курсу

Основная литература:

1.  Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации: пер. с нем.. СПб: ООО «ДиасофтЮП», 2002.

2.  Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

3.  Крыштановский А. О. Анализ социологических данных. ГУ-ВШЭ, 2006.

4.  Малхотра Н. Маркетинговые исследования. М.: Вильямс, 2003.

5.  Наследов А. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.

6.  Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2001.

7.  Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М.: Научный мир, 2000.

8.  Сигель Э. Практическая бизнес-статистика. М.: Вильямс, 2004.

9.  Хили Дж. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2005. 

10.  SPSS BASE 8.0. Руководство пользователя. М.:СПСС Русь, 1998.

Ресурсы в Интернет:

11.  Алексеева А.Ю., Ечевская О.Г., Ростовцев П.С., Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS. Сборник задач. Новосибирск: НГУ, 2003 (адрес в Интернет - http://socionet.ru/publication.xml?h=repec:rus:nsusme:etchevskaya).

12.  Англо-русский статистический глоссарий http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fvti/spivak/library/book2/book2.htm

13.  Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. – М.: Издательство “Весь Мир”, 1997. – 544 с. http://grachev62.narod.ru/Mr/

14.  Сообщество пользователей SPSS в Живом Журнале («SPSS в психологии и социальных науках») http://community.livejournal.com/ru_spss/

15.  Тексты по статистике http://forum.gfk.ru/texts/

16.  Электронный учебник StatSoft http://www.statsoft.ru/statportal/tabID__44/DesktopDefault.aspx