Ситуационные задачи на итоговый государственный экзамен по внутренним болезням, страница 17

ЭКГ: снижение ST сегмента во всех грудных и стандартных отведениях.

Вопросы к задаче:

1.   Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

2.   Объясните причину декомпенсации сахарного диабета, развития коматозного состояния.

3.   Оцените результаты дополнительных методов исследования.

4.   Проведите дифференциальную диагностику коматозного состояния.

5.   Объясните причину абдоминального синдрома. Нуждается ли больной в срочном хирургическом вмешательстве?

6.   Нарисуйте схему патологического дыхания Куссмауля и объясните причину его возникновения при СД.

7.   Составьте схему лечения больного.

Зав. кафедрой

факультетской терапии,

профессор Фазлыева Р.М.

Итоговый государственный экзамен по внутренним болезням по специальности “Педиатрия”


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 44

Больной 49 лет, врач. Болен сахарным диабетом 6 лет. В анамнезе - перенесенный вирусный гепатит В, гипертоническая болезнь II стадии, работа, связанная с ночными дежурствами, психо-эмоциональным перенапряжением. Мать страдала сахарным диабетом. Ежедневно получал простой инсулин в дозе: 16 ед. перед завтраком, 20 ед. перед обедом и 10 ед. перед ужином.

Доставлен машиной скорой помощи с лыжной прогулки в бессознательном состоянии. По словам жены, больной утром ввел себе обычную дозу инсулина и плотно позавтракал. Однако, во время длительной лыжной прогулки почувствовал острый голод, резкую слабость, затем возникли судороги и больной потерял сознание.

Вопросы к задаче:

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Лечебная тактика врача скорой помощи (при невозможности срочного исследования сахара в крови).

3.  Что может служить критерием правильных действий врача скорой помощи?

4.  Назовите возможные причины, способствующие развитию сахарного диабета у больного.

5.  Проведите дифференциальную диагностику коматозного состояния.

6.  Какие гипотензивные препараты могут способствовать развитию у больного сахарным диабетом гипогликемических состояний?

7.  Какие лекарственные средства, назначаемые при лечении гипертонической болезни, способствуют гипергликемии?

Зав. кафедрой

факультетской терапии,

профессор Фазлыева Р.М.

Итоговый государственный экзамен по внутренним болезням по специальности “Педиатрия”


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 45

Больная, 52-х лет, портниха. Обратилась к врачу с жалобами на слабость, сухость во рту, кожный зуд, зуд половых органов.

С 32-летнего возраста после вторых родов страдает алиментарно-конституциональным ожирением II степени. 10 лет назад диагностирована гипертоническая болезнь, по поводу которой продолжительное время лечилась гипотиазидом и адельфаном.

При обследовании: больная повышенного питания, незначительная сухость языка и кожных покровов. В легких ослабленное везикулярное дыхание. Границы увеличены преимущественно влево. При аускультации акцент II тона на аорте, систолический шум на верхушке сердца. Пульс 76 в мин., напряжен. АД 180/100 мм. рт. ст. Живот увеличен за счет подкожной жировой клетчатки, печень выступает из-под реберной дуги на 3 см., болезненна.

Сахар крови 6.7 ммоль/г по методу Нельсона-Самоджи.

В общем анализе мочи при суточном диурезе в 2000 мл обнаружено 0.5% (0.66 ммоль/л) сахара. Ацетон отрицательный.

Вопросы  к задаче:

1. Сформулируйте предварительный диагноз.

2. Какие лабораторно-инструментальные исследования необходимы для уточнения диагноза?

3. Укажите возможные причины развития сахарного диабета у больной.

4. Укажите возможную причину увеличения печени.

5. Дайте рекомендации по лечению больной.

6. Укажите, какие еще лекарственные средства целесообразно дополнительно назначить больной.

7. Что такое “диабетическая стопа”?

8. Назовите причину кожного зуда половых органов при сахарном диабете.

Зав. кафедрой

факультетской терапии,

профессор Фазлыева Р.М.

Итоговый государственный экзамен по внутренним болезням по специальности “Педиатрия”


БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Педиатрический факультет

Кафедра факультетской терапии

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 46

Студент А. 18 лет после напряженной работы и стрессов в период экзаменационной сессии почувствовал немотивированную слабость, быструю утомляемость, сонливость, жажду, полиурию. Ухудшился аппетит, в течении месяца похудел на 5 кг. Направлен врачом студенческой поликлиники на обследование.

В анамнезе перенесенные ОРВИ, детские инфекции (паротит, ветряная оспа). Наследственность – мать страдает сахарным диабетом.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, вялый. Кожные покровы бледные, сухие, юношеские угри. Над легкими везикулярное дыхание. Тоны сердца ритмичные, приглушены, ЧСС - 80 уд. в мин. АД  110/70 мм рт. ст. Язык суховат, обложен беловатым налетом. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии. Печень не увеличена.

Общий анализ крови: эр. 4.0 . 1012/л, Нв 126 г/л, лейкоциты - 10.0.109/л, СОЭ - 26 мм/час.

Сахар крови: натощак 10.4 ммоль/л.

Общий анализ мочи: удельный вес 1028, соломенно-желтая, лейкоциты 5-7 в поле зрения, сахар (1%) 1.32 ммоль/л, ацетон (+).

Вопросы к задаче:

1. Ваш предварительный диагноз.

2. Какие лабораторно-инструментальные исследования необходимы для уточнения диагноза?

3. Назовите возможные этиологические факторы болезни.

4. Что является генетическим маркёром заболевания?

5. Определите тактику лечения больного.

6. Какие осложнения угрожают больному?

7. Объясните причину похудания больного.

8. Что такое синдром Киммельстила-Уилсона?