Детальная разбивка опор в плане на суше или мелководной реке производится отложением проектных размеров элементов опоры от закрепленного 'центра и осей опоры. Расстояния измеряются мерными приборами, а углы — теодолитами с ценой деления 30". Прямые углы могут откладываться треугольниками со сторонами 3; 4 и 5 м, а также гониометрами или эккерами,
При разбивке свайных фундаментов (опор) на суше по направлениям их осей откладываются стальными лентами или рулетками и фиксируются кольями расстояния от центра опоры до пересечения с каждой осью опоры крайнего ряда свай (всего четыре кола). От этих кольев рулеткой отмеряются проектные расстояния до каждой из угловых свай. При этом может применяться прием засечек (рис. 12, а). Остальные сваи размечаются рулеткой по расстояниям между рядами. Правильность разбивки контролируется повторными измерениями расстояний между рядами свай и между сваями в ряду, а также равенством диагоналей прямоугольника, образованного четырьмя угловыми кольями.
Разбивка свай может закрепляться устройством обносок. На обносках забиваются гвозди, фиксирующие оси, и протягиванием по гвоздям мерного шнура определяют положение сваи (рис. 12,6).
При разбивке центров свайных фундаментов (опор) на воде мерными приборами и дальномерами при помощи копра, размещенного на плавсредствах, вдоль оси моста копер устанавливается по мерной проволоке на расстоянии а от исходного пункта или соседней опоры, требуемом для забивки первого ряда свай данной опоры (рис. 13).
Для правильной установки копрового парома поперек оси моста при забивке первой сваи в этом ряду на пароме закрепляется одна-две вешки на расстоянии а\ от оси стрелы копра, равном удалению первой сваи в ряду от оси моста. Перемещением копра до совмещения вешки с продольной осью моста (створными знаками на берегу) достигается требуемое его положение для забивки первой сваи первого ряда. Установка копра для забивки следующих свай в ряду продолжается в том же порядке с перемещением вешек по борту на требуемые расстояния в сторону, противоположную перемещению парома. Для контроля правильности расположения свай в ряду непосредственно измеряются расстояния между вешками и сваей в ряду, равно как измеряются расстояния для установки копра для забивки следующего ряда свай.
Рис. 12. Схемы детальной разбивки положения свай на суходоле: а — засечками; б — шнуром
положения свай на суходоле: а — засечками; б — шнуром
При этом створные знаки должны устанавливаться на расстояниях, обеспечивающих необходимую точность разбивки.
При применении в свайных фундаментах (опорах) направляющих рам-шаблонов на понтонах и якорях, а также при опускании в воду (установке) ряжей, плавающих каркасов для свай стоек (на якорях) уста-
Рис. 13. Разбивка центров и осей опор непосредственным измерением мерной проволокой с использованием в качестве вспомогательного устройства копра на плавсредствах:
/ — плашкоут с копром; 2 — сваи соседней опоры; 3— забиваемая
свая данной опоры; 4 — вешки на плашкоуте; 5 — створные знаки
на берегу; а и а, — отмериваемые расстояния
новка их вдоль оси моста также производится по мерной проволоке, а поперек моста — вешением, для чего на понтонах (ряжах, каркасах) ставятся створные вешки вдоль моста. Перемещаются эти устройства в створ и вдоль оси моста на якорных тросах.
Детальная разбивка на воде свайных фундаментов и опор, имеющих направляющие рамы в ростверке, состоит в нанесении по, периметру рамы меток, обозначающих места забивки свай, в правильной установке и закреплении центра рамы на разбивочный центр опоры и в установке этой рамы по осям (рис. 14). При разбивке центров опор прямыми засечками первая установка рамы производится перемещением вехи, установ-
ленной в центре рамы, в пересечение направлений засечек путем последовательных перемещений рамы на плаву на якорных тросах.
Рис. 14. Схема детальной разбивки свай на воде при помощи направляющей рамы
(шаблона);
а — установка направляющей рамы; б —вехи; в—. бобышка для установки вех; / — доска, прибитая к направляющей раме гвоздями; 2 — место установки центральной вехи; 3 — место установки боковой вехи; 4 — ось моста; 5 — направления засечек; в — центральная красно-белая веха; 7 — боковая черно-белая веха; 8 — метки на раме для установки свай
Вторую установку рекомендуется производить по двум вехам: центральной, установленной в центре рамы, и второй, боковой, установленной на краю (борту) рамы (копра ПК.К). Вторая установка выполняется поворотом
рамы вокруг центра до совпадения створа обеих вех со створом стороны засечки. Место установки боковой вехи определяется по формуле
d = a tg a,
где d—расчетное расстояние от оси моста до боковой
вехи; а — расстояние, принимаемое из условия удобства
постановки вехи;
а — угол между направлением засечки и осью моста.
Когда просматривается ось моста, то вторую установку рамы целесообразно производить ориентированием створа вех по створу оси моста с соответствующей постановкой боковой вехи.
Плавсредства с направляющей рамой или рама с копром в заданное проектное положение устанавливаются в такой последовательности. Старшин команды', ориентируясь по закрепленному центру опоры и береговым створным знакам или по показаниям светоуказате-лей устанавливает копер в положение, которое может отличаться от проектного па 2—3 м. Далее, используя показания светоуказателей или вех, установленных на параллельном створе, устанавливает копер в положение, отличающееся от проектного па 10—20 см, после чего запрашивает у начальника геодезических работ (или его заместителя) корректировку положения копра (рамы).
Корректировка производится теодолитами, находящимися на опорных пунктах. Положение копра считается правильным тогда, когда веха, находящаяся в центре направляющей рамы, совпадает (в пределах 5 см) с вертикальным штрихом сетки нитей теодолитов, находящихся на двух-трех опорных пунктах, а продольная ось рамы перпендикулярна осы моста. Копер вокруг центра рамы разворачивается при помощи якорных лебедок до положения, соответствующего заданному створу, обозначенному вехами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.