Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара

Страницы работы

Содержание работы



УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


К.И. Плужников,

кандидатэкономическихнаук,

профессорМГАВТ

Ю.А. Чунтомова,

аспиранткаМПГУ


Транспортныеусловия контрактов()

Транспортнаяпродукцияиценатовара.


Втечениегодаавторыстремилиськтому, чтобычерезосвещениевопросов, связанныхсосновами формированиябазисныхусловийпоставкиитранспортныхусловийвнешнеторговыхконтрактов, создатьу читателейнеобходимыйсловарныйзапасиправильноепониманиетранспортныхкоммерческихтерминовсучётом всехноваций, происходящихвпрактикезаключениядоговоровнапоставкуиперевозкутоваров.


Т

ранспортной продукцией является транспортная услуга. Со ответственно транспорт относят не к производственной сфере, а к сфере услуг. Транспортная услуга, поэтому, выражается в виде перевозки, как факта, результата пространственного перемещения груза или пассажира в целях удовлетворения той или иной производственной, бытовой, социально-культурной и другой потребности общества.

Перевозки грузов, которые необходимы для продолжения и завершения процесса производства продукции промышленности и сельского хозяйства, относятся к промышленному и сельскохозяйственному транспорту. Перевозки этой продукции в сфере обращения, в результате чего она становятся готовой к потреблению, относятся к коммерческому транспорту (к торговому судоходству, грузовой гражданской авиации и др.).

Тем самым транспорт, хотя и не производит новой вещественной продукции и действует в сфере обращения, доставляет товарную продукцию к месту потребления. Поэтому продукцию транспорта нельзя накопить, или создать её запасы. С другой стороны, осуществляя перевозки людей и грузов внутри предприятий, между предприятиями и районами одной страны, а также между, странами, континентами, транспорт существенно влияет на масштабы и темпы развития производства, благосостояния населения, как в национальном, так и в международном масштабах. Таким образом, транспортная отрасль является одной из главных сфер материального производства.


11   Окончание.   Начало   см.   БТИ    1-5/2002 г.

БЮЛЛЕТЕНЬ   ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   •   ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ   •   №7   (85)

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


Резервы транспортного производства - не в наличии каких-то материальных запасов, а в резервах пропускной способности конкретного пути или объекта сообщения -железнодорожного пути, шлюза, канала, порта, причала (максимального прохождения по нему или через него числа транспортных средств с определённым количеством груза в тоннах или числа пассажиров в единицу времени -год, навигацию, сутки и т.д.), а также в резервах провозной способности наличных транспортных средств - наибольшего количества грузов и пассажиров, определённых категорий, которые они в состоянии перевезти за определённое время, в резервах перегрузочной способности подъёмно-транспортного оборудования в тоннах, контейнерах, трейлерах и т.д. за определённое время.

Лишь в ограниченных размерах можно осуществлять маневрирование этими резервами: передислокацией локомотивов, вагонов, судов, самолётов, автопогрузочной техники и др. Наличие резервов и достижение оптимальных пропускной и провозной способностей являются разными экономическими и технологическими категориями.

Последняя должна создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками. Нужно учитывать, что ввод в строй того или иного объекта транспортной инфраструктуры или подача дополнительного перевозочного парка (завершение строительства дороги, канала, шлюза, ледовая проводка и т.д.) могут сопровождаться резким скачком пропускной, провозной или перегрузочной способностей.

Требуется руководствоваться критериями ограничения провозной, пропускной и перегрузочной способностей: допустимой скоростью движения, нагрузкой на ось подвижного состава, габаритами мостов, тоннелей, высотой подвески сетей энергоснабжения, плотностью движения на трассе, требованиями соблюдения норм безопасности движения и лимитами энергопотребления.

Транспортная продукция в затратном смысле не содержит расходов на сырьё, но доля заработной платы в её себестоимости примерно вдвое выше, чем в промышленности, а затраты на амортизацию, топливо и электрическую энергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

Оценку эффективности, результативности и качества транспортной услуги рассматривают не только на основе оценки её стоимости или удовлетворения интересов пассажира владельца груза, но и на основе экономического результата, достигаемого ускорением оборачиваемости капитала, заложенного в стоимость как перевозимых товаров, так и в стоимость вовлечённых в транспортный процесс ценностей в виде амортизации пути и средств перевозок. Нельзя не учитывать также такой фактор, как результативность уменьшения величины резервов, созданных для компенсации ущербов от несохранной перевозки грузов при общем сокращении аварийности, размера хищений и пр.

Похожие материалы

Информация о работе