То, что перемещение продукции между изготовителем и потребителем, порождаемое международным и внутренним разделением труда, осуществляется в сфере обращения, позволило правоведам заложить в законодательство возможность изменения права распоряжения товаром между грузоотправителем и получателем и переход риска гибели или повреждения груза с продавца на покупателя в ходе его доставки.
Цена предоставляемой транспортной услуги представляет собой компенсацию затрат общественного труда не только на физико-географическое передвижение человека и продукта его труда из пункта отправления в пункт назначения, но и на строительство и поддержание транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также на точечное транспортно-экспедицион-ное обслуживание грузов и обслуживание пассажиров в пунктах подготовки и завершения процесса передвижения.
Соответственно производственные мощности транспорта включают в себя четыре компонента: пути сообщения, перевозочные средства
(подвижной состав, суда, самолёты), средства тяги (локомотивы, тягачи, буксиры), терминальное хозяйство. На терминалах - стыках путей сообщения сосредоточены: складирование товаров и грузов, их транс-портно-экспедиционное услуги для пассажиров, административное управление и государственный контроль за коммерческой и транспортной деятельностью. С терминалами соседствуют предприятия транспортного машиностроения и объекты обслуживающих транспорт отраслей экономики.
На транспорте занято примерно 15% трудового населения России. Он потребляет около 18% производимых нефтепродуктов, 6% - электроэнергии, 10% - лесоматериалов, 4% - чёрных металлов. К сожалению, транспорт ставит перед обществом и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Межотраслевой характер деятельности транспорта, т.е. подразумевающий кооперацию одного вида транспорта с другими, усиливаемый совместимостью и сопряжённостью систем складов, подъездных путей, автодорог, причалов и организаций клиентуры, привёл к интеграции различных видов транспорта в единый хозяйственный комплекс. На этой основе сложились уже в конце 19 в. принципы кооперации транспортных средств двух-трёх отраслей в виде смешанных (от англ. т.о сотЫпе - смешивать) комбинированных или мультимодальных (от тиМ- много; тос1а1 - вид, форма) сообщений.
В 1930-1940 гг. перевозки грузов в смешанных сообщениях в транспортных единицах укрупнения партий – ULD (unit load devices) - в контейнерах, на трейлерах, стали называть интермодальными. На этой базе сложилось определённое единство управления транспортом. Интеграционные процессы на транспорте по-разному проявляют себя в Европейском, Североамериканском, Азиатско-Тихоокеанском регионах. В России и других республиках, входивших в состав СССР, ускорение интеграционных процессов основывается на базе общих габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений, еди-
БЮЛЛЕТЕНЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФОРМАЦИИ • ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • №7 (85}
УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК
ной ширины колеи (1520 мм), стандартных размеров гидротехнических сооружений (шлюзов) на внутренних водных путях, сеток транспортного флота, характеристик авиапарка и автотранспортных средств.В качестве измерителей транспортной продукции используются различные показатели перевозочной работы.
Во-первых, это объем перевозок в тоннах, во-вторых грузооборот и пассажирооборот, которые соответственно определяются умножением массы перевозимых грузов или числа доставленных пассажиров за определённый отрезок времени (год, квартал, сутки и т.д.) на дальность перевозок, что выражается в тонно-километрах или пассажиро-километрах. В третьих, стояночную работу как правило определяют объёмами погрузки, посадки (отправления), выгрузки, высадки (прибытия) в тоннах, м3, числом пассажиров за определённое время с разбивкой по видам транспорта, производственным объектам. Некоторые виды работ оцениваются в натуральной форме (числом пакетов, контейнеров) и в денежном выражении выручки (в рублях, долл. США).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.