Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 3

В условиях товарно-денежных отношений транспорт разделяется на транспорт общего и на транспорт необщего пользования.

Согласно ст. 789 ГК РФ "перевозка, осуществляемая коммерческойорганизацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) следует, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным, т.е. таким, по которому, согласно ст. 426 ГК РФ "цена товаров и услуг, а также иные условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей".

К транспорту общего пользования относится железнодорожный транспорт согласно его Уставу, линейное морское и речное судоходство с движением судов по объявленному расписанию и с перевозкой грузов по опубликованному тарифу, регулярный автомобильный, городской и воздушный транспорт, а также в значительной мере трубопроводный транспорт.

Транспортом необщего пользования осуществляется внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, а также перевозки грузов трамповыми судами морского и речного флота, нерегулярным автомобильным и воздушным транспортом по индивидуальным договорам и ценам перевозки.

В ходе перемещения товара меняется только его стоимость на величину стоимости перемещения. Этот прирост, так же как и сама стоимость натурального товара, выражается в денежной форме, т.е. имеет свою цену, поэтому она также как и товарная цена, согласовывается продавцом и покупателем в ходе заключения контракта купли-продажи (торговой сделки). Согласно контракту продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определённых условиях, а покупатель - принять товар и уплатить за него согласованную денежную сумму - цену.

Цена перемещённого товара может значительно превышать его цену в месте приобретения или в месте производства и не только на цену перемещения (величину фрахта), что было бы логично. Она возрастает также и на цену результативности от этого перемещения на товарном рынке, поскольку цена товара в месте его реализации и должна быть не только более высокой, но и платежеспособной, в противном случае, коммерческая сделка теряет свой смысл ("принцип платежеспособности").

Уже с давних времён товарный и транспортный рынки были взаимно связаны. В настоящее время эта взаимосвязь рынков приобретает глобальные мировые масштабы. Уже давно международный рынок транспортных услуг никто не отождествляет с рынком услуг морского транспорта, который называют фрахтовым рынком. И не только потому, что роль других видов транспорта в обслуживании внешней торговли возросла за последнее десятилетие примерно на 10%. Возросла роль, а следовательно, и цена транспортно-экспедиторского обслуживания, на долю которого приходится 75-80% всего оформления отправлений и получений грузов.

Реализация этих услуг осуществляется в особой секции транспортного рынка в тарифной (сборы) и розничной формах фрахтовой ставки, в рамках единых оценок размера экспедиторского вознаграждения.

Главное же состоит в том, что требование современной торговли доставки товара "от двери до двери" и "точно в срок" подразумевает также и осуществление такой доставки "по разумной цене", которая включает в себя не только цену услуг современных технологий смешанных сообщений, но и вознаграждение за использование средств передачи и обмена коммерческой информацией, оплату аренды контейнеров, консолидацию парцелльных грузов в контейнерные партии, последующую их деконсолидацию, хранение и распределение товаров, включая плату за улучшение товарных характеристик в ходе складских операций и др.