Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 7

В ряде портов и на внутренних терминалах применяются местные региональные тарифы, разработанные профессиональными ассоциациями или установленные местной администрацией для унифицированного использования грузовладельцами и их экспедиторами, а по агентским услугам - перевозчиками. Это касается ставок и сборов за хранение грузов, терминальное обслуживание транспортных средств и контейнеров, тальманские, сюрвейерские, экспедиторские, агентские услуги т.д.

Величина транспортной составляющей даже по одному товару при равном расстоянии и доставке одним видом транспорта может быть различной в зависимости от того, как классифицируется перевозка: внутренняя или международная, а последняя в свою очередь является экспортной или импортной, осуществляемой на пространстве СНГ и Балтии или нет, по железной дороге одинаковой колеи (например, с Финляндией) или нет (с Польшей).


БЮЛЛЕТЕНЬ  ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   •   ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ   •   №7   (85)   •• 2002

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


Транспортная составляющая цены во внешней торговле зависит, как указывалось выше не только от соотношения спроса и предложения на морской тоннаж на фрахтовом рынке и от ситуации в его секциях: танкерного, рефрижераторного тоннажа, рынка аренды контейнеровозов, газовозов, химовозов и других судов специального назначения, флота, занятого перевозками массовых сухих и лесных грузов (балкеров, лесовозов, пакетовозов), но и от географических направлений перевозок.

Так, по грузам металлургического комплекса ставки на переработку грузов в портах колеблются от 4-5 долл. в портах Балтии и Дальнего Востока до 7-9 долл. США в портах Южного бассейна, а диапазон ставок на перевозку составляет от 10 до 36 долл. за I т.

С глобализацией экспедиторского обслуживания, контролирующего в настоящее время более 2/3, а в авиации - более 90% отправок грузов, складываются унифицированные экспедиторские международные тарифы на транспортные услуги. В Центральной и Восточной Европе, например, это ставка в размере 1,2 долл. за 1км пробега в круговом рейсе автопоезда или ставка 150-180 долл. по всему земному шару за перевалку контейнера на контейнерном терминале. Можно предполагать, что такая тенденция будет развиваться и в дальнейшем. Уже в настоящее время английский журнал "International Containerisation" ежемесячно публикует средние ставки за перевозку 20-футового контейнера с грузом на главных трансокеанских направлениях.

Общей тенденцией передачи и обмена информацией для калькуляции транспортных составляющих является использование сайтов сети Интернет. Почти каждая экспедиторская фирма представляет максимальный размер расценок на все оказываемые ею услуги с предложением их дальнейшего «уторговывания». На всех континентах сложились "интернетовские биржи" транспортных услуг на морские линейные перевозки, в Северной Америке и в Западной Европе - на перевозки автомобильным транспортом с заключением сделок по межкомпьютерным каналам связи.

По завершению работы над конкурентным листом разрабатывается проект для согласовывания с торговым партнёром логистической транспортной цепочки - схемы доставки товара. Она может иметь вид или прямого транзита, или организации сбыта товара через систему складов, или создания сборочного предприятия в стране реализации изделия и др. При этом оцениваются не только прямые транспортные издержки по вариантам доставки, но и такие факторы как размер сбытовых затрат, наличие внутриотраслевой конкуренции, возможности возникновения зон дублирования операций как головного, так и сборочного предприятия и т.п. Таким образом, обеспечивается достижение наиболее эффективного управления транспортом, запасами и другими функциями распределительного комплекса как единого целого.