Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 11

Однако, главным грузообразу-ющим фактором для воздушного транспорта является процесс пар-целлизации отправки товаров от производителей и доставку его получателю с промежуточным укрупнением мелких отправок на основе применения различных видов авиационных контейнеров максимально использующих грузовые помещения того или иного типа самолёта. В последние годы прирост объёмов перевозимых грузов на отдельных направлениях достигает 15%, а участие в них экспедиторов (грузовых агентов ИАТА) доходит до 95%.

Авиационные тарифы — весьма сложные. ИАТА издаёт их на английском языке. Консолидация грузов экспедиторами и получение ими специальных ставок за укрупнённые отправки приводит на практике к появлению двух конкурирующих между собой авиаперевозчиков: собственника самолёта (авиакомпании) и договорного - экспедиторского. Ставки на авиаперевозки как правило публикуются в т.ч. в Интернете, и уторговываются в ходе переговоров.

Основная тарифная терминология:

-  сборная   отправка,   укрупнённое грузовое место - ULD - "стандартное   средство   пакетирования";

-  "округлённый вес" – p.w. (pivot weight) - рассчитываемый  на основе приравниванивания отправки общим   объёмом  6 м3  груза  к отправке   груза   массой   1000 кг;

-  стандартный  тариф,   который применяется   к   перевозке   груза массой   45 кг;

-  применение "классных" тарифов   за   перевозку   грузов,   требующих  особых  условий  для   их  доставки;

-  учет   "минимального   сбора" (М) - ниже размера которого  взимать   провозную   плату  запрещено;

-  применение специальных ставок  тарифов  - SCR  -   "корейтов" (corates)   на отдельные  грузы.

Перевозкивсмешанныхсообщениях. Их развитие должно рассматриваться в контексте включения транспортной системы России в международную логистическую систему транспортных коммуникаций. Это обусловлено географическим положением страны на Европейском континенте с выходами на трансокеанские направления с возможностями установления воздушных трасс по кратчайшим маршрутам, проходящим по дуге "большого круга", в т.ч. через Северный полюс, строительства в перспективе железной дороги от Салехарда до Норильска и далее на Восток, магистрали Якутск - Магадан - Аляска через прол. Дежнева, дороги с материка на о-в Сахалин и далее в Японию и др.

Смешанные сообщения различаются между собой так же как и другие отрасли транспорта по характеру предоставления транспортных услуг - общего и необщего пользования. Примером услуг об-


УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК




щего пользования является прямое железнодорожно-водное сообщение, условия которого сформулированы в ТУЖД РФ и КВВТ РФ. Одним из его принципов является то, что оно не только освобождает грузоотправителя от забот по организации перевалки с одного вида транспорта на другой, но и обеспечивает перевозку по сквозному тарифу, более низкому по сравнению с его калькуляцией путём сложения тарифов и сборов, применяемых на каждом участке перевозки и перевалки груза в случае не прямого сообщения. Можно ожидать в перспективе, что такие системы прямых сообщений, в т.ч. смешанных, будут созданы на направлениях международных транспортных коридоров, в которых Россия участвует согласно решениям Критской (1994 г.) и Хельсинкской (1997г.) панъевропейских транспортных конференций министров транспорта. В современном понимании транспортный коридор-это   прежде   всего   направление, по   которому   концентрируется   перемещение   значительных   объёмов грузов часто   различными   видами транспорта.   Это   коридоры   №2   и №9   по   Критской   классификации, которые   в последнее  время  стали называть   коридорами   "Восток - Запад"  и  "Север - Юг".  Коридор №2 – Берлин - Варшава – Минск - Москва уже продлён официально до Нижнего Новгорода, а неофициально – до порта Восточный в Приморье с   продолжением   в Японию,   в   Южную   и   Северную Корею.   Применяемые   на  этом   направлении железнодорожные   тарифы устанавливаются  МПС  РФ  и утверждаются   на  ежегодных  совещаниях   Тарифной   Конференции стран   СНГ   и   Балтии.   Размер   тарифа  на перевозку 20-футового  и 40-футового   контейнеров   устанавливается таким,  чтобы он оказался конкурентоспособным  для  клиентуры   в   Финляндии,   в   Центральной Европе  по  отношению  к тарифам океанских   направлений.   Такой   же подход,   но   ещё   не   такой   централизованный,   имеет   место   и   в перевозках по коридору №9: Хельсинки  - Санкт-  Петербург - Бухарест   -   Димитровград   с   ответвлениями   на   направления:   Москва   - Ростов-на-Дону - Новороссийск и Санкт-Петербург - Астрахань -Оля и далее через Каспийское море и Иран в порты Персидского залива, Индии и Пакистана.