Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 10

Речнойиавтомобильныйтранспорт. При всех различиях эксплуатации принципы калькуляции провозной платы в настоящее время являются на обоих видах транспорта идентичными, поскольку базируются на основе спроса и предложения на перевозочные и складские услуги в региональном масштабе обслуживания. Автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным на дистанциях до 800 км, а речной - на дальних магистральных, включая экспортно-импортные перевозки с заходами судов "река-море плавания" в порты с малыми глубинами.

Речные порты как правило располагают развитым складским хозяйством с резервами снижения ставок за хранение в межнавигационный период, что создаёт базу для



БЮЛЛЕТЕНЬ   ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   •   ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ^-   №7   (85)


УСЛОВИЯПЕРЕВОЗОК


комплексного обслуживания клиентуры речным и автомобильным транспортом. В контейнерном грузообороте речной транспорт наращивает объёмы перевозок за счёт обеспечения хранения груза в ходе медленного движения по реке.

В СССР эксплуатация речного транспорта, а также значительной части подвижного состава и складского хозяйства автомобильного транспорта, строилась на принципах общего пользования. Но и в то время имелись региональные особенности.

В настоящее время этот принцип должен быть восстановлен путём создания в регионах структур корпоративного типа, участниками которых должны быть акционерные общества - предприятия речного и автомобильного транспорта с едиными транспортными тарифами. Такая корпорация (по примеру американских на реках Миссисипи, Огайо и др.) должна иметь свой собственный "прейскурант" (по аналогии с Прейскурантом МРФ РСФСР 14-01), свои правила перевозок. Не исключено, что в эти региональные системы - холдинги войдут со временем и местные железные дороги, аэропорты с авиалиниями и крупные грузопотокооб-разующие предприятия различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. (В первую очередь такие холдинги должны быть созданы на трассах "северного завоза", автодорогах на направлениях в Монголию, Республику Тува и др.).

Такая корпорация позволит полностью реализовать преимущества автомобильного транспорта: мобильность, возможность производить погрузку и выгрузку практически у любого склада без применения сложных устройств и приспособлений, доставку грузов с учётом местных дорожных и климатических условий, маневрируя в пределах города, промышленного района, сельской местности. Недостатки автомобильного транспорта - небольшая грузоподъёмность автомобилей и трейлеров, дорогое топливо, малая производительность труда в расчёте на 1т перевозимого груза - сглаживаются при его использовании в системах мультимодальных и интермодальных сообщений. Это относится и к рекам, завершающим смешанные маршруты в глубинных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, открывающим выходы на пути Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Недостаток речного транспорта - невозможность перевозок в зимнее время в последние годы сглаживается в результате общего потепления климата и применения судов ледового класса и мелкосидящих ледоколов (например, круглогодичная навигация в порт Дудинка на р. Енисей).

Трубопроводныйтранспорт. Это транспорт общего пользования с едиными тарифами на перевозку сырой нефти, нефтепродуктов и других жидких грузов в расчёте транспортировки на 1/100/ 1000 км за 1т (иногда за I баррель) груза или I м3 газа. На практике же цены разнятся, поскольку стоимость перевалки в морские суда в морских портах не одинакова. Это учитывается при расчёте цены транспортировки.

Воздушныйтранспорт в последние годы успешно преодолевает за счёт внедрения новейших технологий укрупнения мелких (парцелльных) грузов свой недостаток - относительно высокую себестоимость перевозок. Рост грузоподъёмности и вместимости воздушных судов расширяет номенклатуру перевозимых грузов за счёт строительных конструкций и транспортной техники, промышленного оборудования.