Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 8

Использование принципов логистики позволяет существенно сокращать себестоимость продукции за счёт снижения всякого рода "запасов" путём поставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.д. к месту складирования, рабочему месту у конвейера, месту монтажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку путём применения широкого спектра контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков предпродажной подготовки товаров, изготовления безбумажной документации и т.д.

Остановимся на особенностях ценообразования на транспортные услуги по видам сообщений.

Железнодорожныйтранспорт. Учитываются такие его отраслевые достоинства как возможность доставки большого объёма грузовой массы на дальние расстояния, высокая грузоподъёмность единицы подвижного состава, независимость от погодных условий. Анализ себестоимости перевозок свидетельствует о сравнительно невысоких затратах человеческого труда в расчёте на 1т груза, использовании дешёвого по сравнению с бензином (автомобиль) и керосином (самолёт) топлива, прочности и долговечности подвижного состава. К недостаткам железнодорожного транспорта относятся высокая стоимость начально-конечных операций, привязка грузовладельца к сети железных дорог, высокая стоимость строительства путей, сооружений и устройств, в т.ч. сигнализации, связи, централизации и блокировки.

Наибольший экономический эффект достигается при дальних расстояниях перевозок (уменьшение доли расходов на начальные и конечные операции в расчёте на 1км пробега), а также в районах с развитой железнодорожной сетью (возможность выбора оптимального маршрута).

Для калькуляции провозной платы в международных сообщениях пользуются открыто распространяемыми тарифами иностранных железных дорог и их региональных объединений, в т.ч. дорог СНГ, Балтии; дорог - участниц СМГС -Международным железнодорожным транзитным тарифом (МТТ). Оплата транзита через территории Монголии, КНР, КНДР и Вьетнама осуществляется по ставкам Единого транзитного тарифа (ЕТТ).

В настоящее время МПС РФ разрабатывает новый тариф для определения провозных платежей за внутренние перевозки грузов взамен действующего Прейскуранта 10-01. По примеру железных дорог США и Канады новый тариф включает в себя две составляющие: плату за пользование инфраструктурой и локомотивной тягой; плату за использование вагонного парка железных дорог. К вагонной составляющей не будут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, что должно стимулировать эффективное использование вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям. Вводится специальный раздел по перевозке грузов поездами, составленными из собственных локомотива и вагонов.

Кроме того, провозная плата будет дифференцирована. Например, в зависимости от типа вагона (на дефицитные универсальные полувагоны - более высокая). Тарифные ставки будут также зависеть от размера партии перевозимого груза и от расстояния (для выравнивания транспортных издержек: чем


БЮЛЛЕТЕНЬ   ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ    •    ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


дальше, тем дешевле). Высказываются предложения о том, чтобы наряду с Прейскурантом действовала бы также система регулируемых коэффициентов и спецставок по отдельным родам грузов и маршрутам перевозок.

Что касается тарифов и сборов на стояночные и погрузочно-разгрузочные операции, за услуги, связанные с эксплуатацией подъездных путей, принадлежащих предприятиям и организациям, то они последовательно обновляются приказами МПС и войдут в будущий Прейскурант.

В принципе железнодорожные тарифы не сложные. Более того, они как правило содержат не только инструкции по их использованию, но и примеры расчётов провозной платы с учётом тех или иных особенностей подвижного состава и рода перевозимых грузов (наливных, массовых, в контейнерах и др.).

Морскойтранспорт. Экспедиторы и брокеры всегда располагают достаточной информацией о ситуации на фрахтовом рынке в целом и в его секциях и могут дать собственную оценку затрат на доставку определённого груза тем или иным типом судна на рассматриваемом транспортном направлении с учётом сезонности перевозок.