Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 6

Цена товара, её рыночное выражение определяется не только его себестоимостью и размером торговой прибыли, но и зависит от фиксации цены по времени её назначения продавцом или датой сделки на товарной бирже, а также от того, в какой валюте будет производиться платёж за товар. На размер цены прямо влияет перечень затрат, входящих в транспортную составляющую контракта, которые зависят от того, какое базисное условие поставки стороны контракта избрали, компенсацию каких транспортных издержек они предусмотрели в транспортных условиях контракта.

При продаже товара на условиях ЕХW - франко-завод размер транспортной составляющей в его цене минимален и, наоборот, при выборе базисного условия ООР -доставки с оплатой ввозной пошлины - максимален. В первом случае в цену товара продавец включает компенсацию своих расходов только на подготовку товара к сдаче покупателю, а во втором - вносит все расходы по доставке товара "от ("своей") двери до двери (покупателя) и точно в срок".

Технически расчёт транспортной составляющей оформляется в форме сопоставления на конкурентном листе количественных и качественных оценок вариантов доставки товара по видам сообщений, транспортным направлениям, с привязкой или без привязки к определённому транспортному коридору.

Количественные, т.е. ценностные показатели могут быть разными в зависимости от того, какой тип транспорта или форма транспортной услуги общего или необщего пользования будут использованы.

Транспорт общего пользования предполагает устойчивый тариф во временном разрезе с учётом того, что об его изменении грузоотправители должны быть заблаговременно информированы.

Необходимо всегда учитывать ценовое регулирование государством тарифов транспорта общего пользования. На Западе оно относится к сферам деятельности частных судоходных и железнодорожных монополий. Тарифная политика в России в основном сконцентрирована в направлении ограничения монопольного ценообразования естественными монополиями независимо от принадлежности к государственной (железные дороги) или к частной собственности (порты, судоходство в Сибири, в Арктических морях). Вмешательство государства направлено на обеспечение баланса интересов грузовладельцев и субъектов естественных монополий. Считается, что для пользователей услуга должна быть качественной и отвечать требованиям стандартов, цена - требованиям рентабельности как производства, так и потребления, обеспечивать возмещение экологически обоснованных затрат, а также эффективное развитие экономики. Когда на транспортном рынке имеют место конкурентные отношения, государство должно обеспечивать поддержку рыночных инструментов путём внедрения гибких тарифных схем и тарифного контроля.

На транспорте необщего пользования цена' перевозки рыночная. Однако крупные грузоотправители располагают устойчивыми ставками, согласованными в ходе оформления генеральных договоров об организации перевозок с предприятиями транспорта необщего пользования. ("Договорные тарифы" имеют место и на железнодорожном транспорте общего пользования). Следует также учитывать, что в настоящее время в России имеет место государственное регулирование тарифов в соответствии с "антимонопольной политикой государства" на погрузочно-разгрузочные работы в портах (кроме портов, где они должны заранее согласовываться между заказчиками и исполнителями - Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск), а также портовых сборов, сборов за прохождение по внутренним водным путям России с судов, плавающих под иностранными флагами и услуг ледокольного флота, сборов за аэронавигационное обслуживание, компенсационных платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, масса или нагрузка на ось которых превышает допустимые значения.