Транспортные условия контрактов. Транспортная продукция и цена товара, страница 4

Невещественный характер транспортной продукции предопределил особенность её реализации на внешнем рынке в зависимости от выбора продавцом и покупателем базисного условия поставки товара. Так, в экспорте товара, проданного на условиях ФОБ и доставляемого в порт назначения на отечественном судне, зафрахтованном иностранным покупателем, она выразится в виде денежной суммы фрахта -экспортной цены транспортной услуги. Если же товар продан на условиях СИФ, и национальное судно фрахтует отечественный продавец, то выручка от экспорта транспортной услуги будет опосредствована в общей цене товара. Такое же соотношение имеет место и при закупке импортных товаров. Затраты на фрахтование иностранного тоннажа являются статьёй импорта транспортных услуг. В целом поступления валюты от продажи транспортных услуг и их платежи относятся к "невидимому экспорту и импорту".

Коммерческий маркетинг неразрывно связан с транспортным мар-


БЮЛЛЕТЕНЬ   ТРАНСПОРТНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   •   ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ   ЖУРНАЛ   •   №7   (85)   •   2002

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗОК


кетингом, действующим согласно рыночным законам достижения рентабельности производства и торговли, ориентированным на получение клиентурой высоких прибылей и на всестороннее удовлетворение потребительского спроса.

Главное требование маркетинга - максимальное и всеобъемлющее снижение транспортных издержек как невосполнимого общественного продукта. Всё направление научно-технического прогресса на транспорте за последние полвека - это достижение максимального снижения транспортных издержек и обеспечение экологической безопасности транспорта (контейнеризация, специализация средств и оборудования, сокращение и упрощение документооборота и т.д.).

С помощью маркетинга осуществляются сбор информации о спросе на перевозочные и экспедиторские услуги, их анализ и на этой основе прогнозирование динамики спроса и предложения, направленности ценообразующих тенденций на мировом транспортном рынке.

Не все аналитики разобрались в конце 1990-х гг. в причинах, почему при общем высоком спросе на наливной тоннаж на рынке некоторые судовладельцы развернули строительство дорогостоящих танкеров с ужесточёнными экологическими характеристиками.

И вот, в декабре 1999 г. после крушения танкера "Эрика" Международная Морская Организация (ММО) вводит повышенные требования к флоту, и 3-4% "старого флота" в начале 2000 г. было снято с рынка. Рост ставок почти в 4 раза по причине разрыва спроса на тоннаж и сокращённого предложения компенсировал с прибылью затраты этих судовладельцев на строительство дорогостоящих танкеров нового типа.

Предметами маркетингового анализа являются: повседневное изучение технических и технологических характеристик вводимой в перевозочный процесс новой товарной продукции, изменений количественной массы старой продукции по направлениям перевозок в целях немедленной передислокации транспортных средств, корректировки расписаний линий, графиков движения и планов формирования маршрутов, обеспечения стыковки технических и технологических факторов в системах смешанных сообщений.

В современных условиях глобализации экономики, усиления специализации флота и подвижного состава прогнозирование тенденций и динамики ценообразования на каждом транспортном рынке становится делом весьма сложным и ответственным.

Следует отметить высокую конъюнктуру рынка в 2000 г. Действительно, даже при высоких ставках общий грузооборот в 2000 г. возрос на 4,6% по сравнению с 1999 г. (в 1999 г. он был на 2% выше чем в 1998 г.), что соответствовало и росту показателей мировой торговли. Соответственно начался настоящий бум в судостроении причём в основном по размещению заказов со сроками исполнения до 2004 г. на крупнотоннажные суда -танкеры, балкеры, контейнеровозы. В 2001 г. темпы экономического роста стали снижаться и составили около 1,5% и на 2002 г. оцениваются в I %,