В последнее время наметились определенные направления, ведущие к “европеизации” методов социальной работы. Параллельные тенденции наметились в Австрии, Дании, ФРГ, Ирландии, Норвегии, Испании, Соединенном Королевстве и Югославии. Поиски “холистического”, или универсального, подхода к социальным проблемам начинают подменять опору на три “классических” метода. Методический фокус в Европе смещается по направлению к новому, всеобъемлющему типу “общинной работы”, который инкорпорирует элементы всех трех “классических” методов, в то же время отвергая их “индивидуалистическую ориентацию” (например, Соединенное Королевство). Можно только размышлять относительно причин, побудивших такое развитие. Понадобятся специальные исследования, чтобы понять, отчего это происходит. Возможными причинами являются: растущая критика американской политики, профессионализация социальной работы, образовательные и социальные работы в Европе и другие.
При анализе социальной работы в Европе можно установить четкую связь между социальной работой как профессией и социальным движением и наиболее значительными общественными переменами на каком-то конкретном историческом периоде. В Австрии, Германии, Франции, Швеции, Великобритании социальная работа обогащалась женским движением. Женщины, основывающие социальную работу, рассматривали ее не только как рычаг социальных реформ, но и как инструмент эмансипации женщин. В странах, где социальная работа возникла после первой и второй мировых войн, такого явления не наблюдалось.
Во многих странах Европы значительную роль в развитии социальной работы играла церковь. В Австрии, Франции, Нидерландах, Норвегии, Италии, Португалии и Испании католические и протестантские организации активно участвовали в создании институтов обучения социальной работе. Во многих странах церкви ведут активную деятельность и сейчас.
В Бельгии обращает на себя внимание тесная связь между организованным движением рабочих и социальной работой. Это поднимает более широкие вопросы о взаимосвязи между индустриализацией и ростом профессиональной социальной работы. О том, что такая связь существует, свидетельствует опыт Франции, ФРГ, Италии, Испании, Турции, Соединенного Королевства и Югославии. Однако потребуются специальные исследования, чтобы выяснить, почему связь между социальной работой и социальными движениями (такими, как женское движение или рабочее движение) оказалась такой незначительной, в то время как связь с церковью оказалась более прочной. Так, например, возникшая в Англии и имеющая свои отделения более чем в 90 странах Армия Спасения была основана в 1878 году священником У. Бутом. Видя неустроенность, бедственное положение, существование на грани нищеты большой части человечества, он приходит к простой, но единственно верной истине: “ни к чему проповедовать Евангелие голодному человеку”.
В 1890 г. У. Бут публикует книгу “Англия, погруженная во тьму, и пути к ее спасению”. Здесь он описывает свои взгляды на жизнь, программы, долженствующие, с его точки зрения, оказать действенную помощь “бедным и заброшенным”.
Книга оказала сильное воздействие на английскую общественность, по всей стране собирались огромные суммы денег и направлялись в фонд Армии Спасения. Это позволило вскоре создать целую серию приютов для неимущих, дешевых столовых, работных домов, ферм, убежищ для женщин, детских домов, фабрик труда и т.д.[4]
И после смерти У. Бута в 1912 г. Армия Спасения не прекратила свое существование. В настоящее время ею ведется большая социальная работа. Она проводится по следующим направлениям: предоставление жилища бездомным, еда для голодных, забота о пожилых людях, забота о женщинах, работа с детьми, образование, помощь семьям, больницы и клиники, борьба со СПИДом, реабилитационные центры, алкоголизм и наркомания, помощь слепым, помощь инвалидам, отношения с военнослужащими, пропавшие родственники, помощь преступникам, исправительные испытательные задания, предотвращение самоубийств, консультационные центры.[5]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.