Если кто-то будет высказывать свое отношение к социальной работе, то следует одинаково относиться ко всем вспомогательным профессиям в России, каждая из которых сталкивалась с подобными проблемами, даже после того, как стадия их становления уже пройдена.
Становление профессиональной социальной работы в нашей стране связано с поиском новых подходов, разработкой и внедрением социальных новшеств в жизнь общества, активизацией инновационных процессов в социальной сфере. Это особенно важно сейчас в условиях формирования рыночных отношений, кардинального обновления всех привычных жизненных устоев, необходимости приспособления человека к изменяющимся обстоятельствам, его эффективной защиты от негативного воздействия рынка.
Инновационный процесс - это прежде всего деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового, благодаря которому можно добиться позитивных изменений и достичь необходимого эффекта в социальной работе. Слово “инновация” происходит от английского innovatio и означает введение нового в практику, новообразование. Следует подчеркнуть, что в последние годы инноватика как новая отрасль знаний, исследующая проблемы теории и практики инноваций, получила значительное развитие.
Инновационный процесс предполагает рождение и развитие новой идеи, ее эволюционное исследование, экспериментальную апробацию, распространение и внедрение.
Основными предпосылками необходимости инноваций являются общественные потребности, а также социальные проблемы, возникающие в жизни общества, его отдельных слоев и индивидуумов и требующие для своего разрешения новых форм, методов, средств, моделей социальной работы и социальной помощи в изменившихся конкретно-исторических условиях.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что на протяжении всей истории развития общества инновационные идеи и их реализация двигали вперед цивилизацию, а вместе с ней, как ее производное - теорию и практику социальной работы. Так возникали новые модели теоретического обоснования социальной работы и практической деятельности, так рождались новые социальные технологии и социальные службы. И этот процесс нововведений необратим, как доказывает сама жизнь.
Рождение социальной работы как самостоятельной науки и вида профессиональной деятельности неразрывно связано с возникновением социального, как особого, пространства мышления и реальности, которое начало формироваться в странах Европы и Америки в конце ХIХ столетия.
В разных странах всегда существовали различные концепции социальной работы. Не было единства и среди специалистов в этой области знаний.
Процесс формирования и развития профессиональной социальной работы во всем мире сопровождается усилением инновационной деятельности.
Учеными и практиками различных стран предпринимаются все новые попытки всесторонне осмыслить феномен социальной работы, ее место как в системе общественных наук, так и в конкретной практике. В последние годы особенно много внимания уделяется научным изысканиям в области методологии и методики социальной работы. Немало дискуссий посвящено, например, созданию универсальной модели социальной работы “наука - профессия”. Новые подходы в ее разработке были сделаны, как известно, канадскими учеными, которые затем получили дальнейшее развитие в трудах американских, скандинавских, европейских и других ученых.
По мнению ученых, возможно создание всеобъемлющей модели социальной работы, объединяющей два понятия “конструктивная наука - профессия”, независимой от культуры, национальных государств, господствующих идеологий и способной трансформироваться применительно к локальным условиям в местные модели. В основу этой концепции учеными положена новая система координат. Она опирается на унифицированную структуру универсальной геометрической константы, находящейся в четырехмерной системе координат, а не в одно- или двухмерной системе, как было раньше. Так, канадским ученым Р. Рамзеем была предложена конкретная схема целостной глобальной модели социальной работы, в основу которой были положены следующие основные элементы: парадигма (образец теории); домен (сфера) практики; метод (присущий теории социальной работы); путь; домен (сфера) социального работника.[7] Таким образом, в данной модели как бы связываются воедино все структурные элементы социальной работы, соединяющей понятия “наука - профессия”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.