Исходным в понимании влияния профессиональной деформации на социальные инновации является противоречие между теми отношениями, которые человек волей обстоятельств, наличных возможностей, слабостей и т.п. осуществляет в реальной жизни, и теми, которые он мог бы осуществить в идеале человеческого развития.
Сложная опосредованная деятельность, и в том числе социальные инновации, теряет смысл для специалиста, главным же становится выполнение отдельных, ранее второстепенных действий, которые теперь становятся смыслообразующими для деятельности. Служебная деятельность, обедненная до уровня того, что в норме служит вспомогательным действием, становится мало опосредованной. Она лишена гибкости, стереотипа, жестко закреплена на одних и тех же результатах. Обедненность деятельности становится определенным отношением к жизни, чертой личности. В основе формирования профессиональной деформации лежит переход от “широкой” к “узкой” деятельности, жесткое закрепление на одних и тех же способах выполнения работы.
В процессе социальных инноваций действуют те же психологические механизмы, как и при нормальной психологической жизни. Деформация проистекает не из того, что наряду с этими начинают действовать еще какие-то специфические психологические механизмы, а из-за того, что условия работы механизмов искажаются некими условиями, включающими межличностные отношения, иерархические взаимодействия, особенности развития психологического опыта личности.
Переход к рыночным отношениям сопровождается в России резким снижением уровня жизни основных масс населения. Одной из особенностей этого периода стал разрыв между потребностью в экономической поддержке социально “слабых” слоев населения и отсутствием средства для ее удовлетворения. Поэтому вопросы инноваций в системе финансирования приобретают все большую актуальность.
В России ранее, чем на Западе, утвердилось государственное планирование экономического и социального развития страны, но особенность состояла в том, что оно не было направлено на рост числа собственников. В идеологии социального развития общества господствовала идея уравнительной справедливости.
Декларируемый принцип “каждому по труду” не был реализован. Политика государства была направлена на строго контролируемую регламентацию заработной платы и выравнивание доходов населения. Экономическая реформа началась, когда дифференциация текущих доходов выражалась соотношением 1 : 4, а в 1995 году это соотношение стало равно 1 : 13,5. А если учесть объем имущества и накопление капитала, то можно говорить уже не о дифференциации, а о социальной пропасти: на одном полюсе - контрольные пакеты акций крупных предприятий и банков в собственности отдельных личностей, семей и кланов, а на другом - не выплачивается вовремя заработная плата, муниципальная квартира, которую наниматель затрудняется оплатить и отремонтировать и огород.
Более полувека на государственном уровне формировалась и затем четко действовала стройная система социального обеспечения и социального страхования. Социальная поддержка и социальная помощь осуществлялись на местном уровне, в трудовых коллективах через профсоюзные, партийные, комсомольские, женские и другие общественные организации. Эта многосубъектность социальной работы и постоянный общественный контроль были исключительно положительным моментом.
Финансовой основой этой деятельности были денежные средства народных, а по сути - государственных предприятий. Как писалось в словарях и энциклопедиях, социальное обеспечение “осуществляется за счет государства или колхозов”, а социальное страхование - “за счет общественных фондов потребления, без каких-либо вычетов из зарплаты” (СЭС, М., 1989. С.1262)
В начале 90-х годов основные новации произошли в системе социального обеспечения и социального страхования. Созданием внебюджетных социальных фондов социальное страхование было официально перенесено из сферы финансово-бюджетных в сферу трудовых отношений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.