Национальная Ассоциация социальных работников Великобритании определяет социальную работу следующим образом: “Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам людей, общинам в повышении или восстановлении их способности к функционированию в обществе и создании благоприятной общественной ситуации в этих целях”.[1]
Терминологическая неточность, которая так свойственна социальной работе и обучению социальной работе, прямым образом отразилась на нашем анализе.
В Норвегии, например, перед социальными работниками ставится весьма широкая задача - иметь представление об общественных организациях в стране и органах управления, разбираться в рыночной экономике и ее возможностях. Увеличивающееся число клиентов в условиях ограниченных источников финансирования будет вынуждать социальных работников преодолевать недостатки традиционной индивидуальной работы.[2] Им придется работать более эффективно и устанавливать приоритеты, в соответствии с которыми они будут решать, каким социальным проблемам и каким клиентам следует уделять наибольшее внимание; заниматься преимущественно решением социальных проблем применительно к группам, а не индивидуальным клиентам. Таким образом, социальная работа должна мобилизовать возможности группы или сообщества и связать их с возможностями организаций и учреждений, работающих в этой области; будущие социальные работники должны учиться правильно расставлять приоритеты в ситуации, обусловленной противоречием различных потребностей; они должны уметь анализировать и понимать взаимно противоречивые интересы и правильно оценивать последствия различных действий.
Экономический кризис норвежского “государства всеобщего благосостояния” ведет к изменениям в процессах управления и принятия решений. Политически обусловленная децентрализация принятия решений в Норвегии усилила влияние местных органов на выработку социальной политики и ее проведение: преодолены многие правовые и финансовые ограничения. Местные политические деятели получили возможность оказывать влияние на постановку и решение социальных вопросов. Как следствие, стали возможными различные подходы к решению социальных проблем по стране. Профессия социального работника будет играть важную роль в развитии этого процесса, в обеспечении целостного представления о составе клиентов социальных служб и их проблемах, а следовательно, возникает вопрос: какими необходимыми навыками они должны обладать.
Сравнивая понимание социальной работы в нашей стране с тем, что под этим понимают в других странах, следует отметить, что у нас преобладает подход с позиции работы с группами людей, слоями населения, т. е. более общий подход в целом, тогда как социальные работники в других странах более нацелены на схему социальный работник - клиент, т.е. работу непосредственно с данным конкретным человеком и рекомендации, как решить вопрос с учетом конкретных индивидуальных свойств данного человека. Поэтому проведенный анализ многих источников зарубежной литературы по социальной работе позволяет сделать вывод, что практической социальной работе в форме межличностных контактов в таких странах, как Великобритания, США, уделяется большое внимание.[3]
В настоящее время в европейских странах широко используется американская литература. Первое послевоенное поколение преподавателей социальной работы в Европе получило образование в своем большинстве в США. Это, возможно, объясняет тот факт, что “классическая” американская методологическая триада, состоящая из индивидуальных, групповых и общинных занятий, все еще пользуется полуканоническим статусом в Европе даже после того, как она подверглась сильной критической проверке в самих Соединенных Штатах Америки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.