Первыми ростками на этом пути, появившимися в нашей стране, стали отделения социальной помощи на дому и центры социального обслуживания, которые вызвали к жизни целую систему социального обслуживания, развивающуюся сейчас в соответствии с Законом “Об основах обслуживания населения Российской Федерации”, принятом в 1995 году.
Создание в 1987 году в порядке эксперимента отделений социальной помощи на дому в системе социального обеспечения было значительным социальным завоеванием, так как одинокие старые люди, инвалиды уже не были предоставлены сами себе, о них стала заботиться специальная служба. А сейчас она приобрела особое значение - помогает людям выжить в сложных условиях формирования рыночных отношений в обществе. И если в 1994 году таких отделений в России насчитывалось 9736, то в 1996 их стало уже 11670. На их основе были созданы центры социального обслуживания одиноких пожилых граждан и инвалидов.
В 1993 году была отмечена работа и новые формы социального обслуживания в Челябинской области. Надомное обслуживание престарелых и инвалидов здесь началось в 1985 году, а через два года был открыт первый территориальный центр и 10 отделений социальной помощи на дому. Однако формы предоставляемого обслуживания и его объемы по мере ухудшения общего экономического положения в стране перестали отвечать потребностям. Это и побудило областное управление социальной защиты населения изменить существующую практику. Было разработано Положение о новом типе учреждения - государственном центре социальной помощи. По сравнению с обычным территориальным центром оно отличалось более широким кругом обслуживания и большим числом видов оказываемой помощи. В нем были должности социальных работников по оказанию натуральных видов помощи, по культурно-массовой работе, по профессиональной реабилитации инвалидов. Сотрудники центра также занимаются вопросами трудоустройства пенсионеров и инвалидов, обеспечением их специальным автотранспортом, санаторно-курортными путевками, организацией бесплатного питания и т.д. Администрация области поддержала это начинание и приняла решение о создании сети подобных центров.
Для того чтобы социальная работа носила научно-обоснованный характер, отвечала особенностям региона, Челябинское областное управление социальной защиты заключило договор с Уральским отделением экономики на проведение соответствующих социологических исследований.[13]
Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов получили широкое признание. Сейчас в России их уже более 1000, хотя Примерное положение о центре социального обслуживания было утверждено только в июле 1993 года.
Однако практика показала что, наряду с центрами социального обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов и других групп населения необходимо создавать центры социальной помощи семье и детям. Вот почему в начале 90-х годов стала активно разрабатываться и внедряться в практику концепция создания и развития системы социального обслуживания семьи и детей. Цель и назначение этой системы состояли в том, чтобы способствовать реализации права семьи, отдельных граждан, в том числе и детей, на защиту и помощь со стороны государства, удовлетворению их основных потребностей, преодолению сложных жизненных ситуаций, социальной адаптации и поддержке активного долголетия. Социальное обслуживание включает меры социально-экономического характера, медико - социальную, психолого - педагогическую помощь, организацию реабилитации семьи и детей с девиантным поведением и др. Базовым среди учреждений стал центр социальной помощи семье и детям. Сфера его деятельности - микрорайон, небольшой город, поселок. В основе его деятельности - Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям от 14 апреля 1994 года, №47.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.