(Вернуться к проблемам процедурной демократии – см. Курс Философии права).
Реальная демократия. Факторы реальной демократии
Основные факторы:
Экономический фактор – проявляется в том, что при реальной демократии эффективно развивается экономика в различных формах собственности. Благодаря этому заметно растёт благосостояние человека и удовлетворение его материальных и духовных интересов. Этот фактор может служить одним из основных критериев оценки степени развития реальной демократии.
Политический фактор – состоит в том, что большая часть населения реально участвует в общественно-политической жизни, причём государство учитывает политические интересы и потребности общества, т.е. большей части населения, воздействует механизм контроля общества и его общественных структур за деятельностью государства и государственных органов. Существует реальная гласность действия этого механизма посредством средств массовой информации. Более того, создаётся механизм, благодаря которому общественно-политическая деятельность большей части населения воспр-тся *** и самосовершенствуется, т.е. роль и влияние власти народа постоянно возрастает. Критерий политической реальности демократии.
Социальный фактор – выражается в том, что существует и развивается социальная функция государства. Благодаря которой создаётся система социальной защиты, особенно слабых слоёв населения (пенсионеры и дети, инвалиды). Реальность социального фактора выражается также в том, что приоритет государства отдаётся социальным сферам общества, таким, как образование, культура, наука, здравоохранение. В данном случае мы имеем критерий, с помощью которого можно оценить социальную реальность демократии.
Юридический фактор. Смысл его выражается в реальности и неукоснительности юридических гарантий, особенно в сфере прав и свобод человека, в неукоснительных положений, в строгом соблюдении законности и правопорядка. В данном случае реальная демократия проявляется в оценке степени эффективности законодательства, в снижении преступности и установлении высокой степени правопорядка.
Референдум как форма непосредственной демократии
Референдум является одним из достижений цивилизационного развития общества и проявления непосредственной воли населения. Вместе с тем в реальной жизни референдум используется в разных интересах и не только в интересах большей части населения. Нередко референдумы является средством утверждения позиций власть предержащих, т.е. самих государственных органов, высших эшелонов власти. В редких случаях референдум оценивается с учётом определённых групп населения, как привило, тех, кто у власти.
Проблемы становления российского государства
Внутренние и внешние функции российского государства
Основные внутренние функции:
- экономическая;
- социальная;
- функция защиты окружающей среды;
- функция правопорядка;
- функция защиты прав и свобод человека;
- функция научно-технического прогресса.
Вместе с тем в современном государственном строительстве наблюдается отсутствие необходимого приоритета в этих функциях и их развития. Слабо выражается функция экономического регулирования, а также функция социальной защиты и защиты прав и свобод человека. Это явление в известной степени связано с либеральной формой политического режима и либеральной формой политики. Либеральная форма – человек свободен сам по себе.
Основные внешние функции:
- функция установления мирных отношений в системе государств;
- функция взаимовыгодной торговли;
- функция защиты внешнего суверенитета с точки зрения приоритета интересов самого государства.
Механизм российского государства
Механизм – это система государственных органов и государственных учреждений, практически осуществляющих цели, задачи и функции российского государства.
Специфическая природа механизма российского государства состоит в:
- гипертрофическом развитии чиновничьего аппарата и бюрократии;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.