Проблемы теории государства и права. Современные проблемы государства и права, страница 11

Изложение принципов в нормативно-правовых актах (как принципы излагаются в текстах нормативно-правовых актов?)

Если принцип права закреплён текстуально, выражен в тексте статьи, он определяется норма-принцип. Однако не все принципы получают текстуальное закрепление в статья нормативно-правового акта. Есть принципы, которые выводятся из (с помощью) анализа содержания регулятивных и охранительных норм. Такие принципы называются принципами законоположения.

Право не идеально, не аксиоматично, оно эволюционирует, развивается.

Аксиома – Никто не может быть судьёй в своём деле.

Необходимо «видеть», понимать презумпции.

Каким образом принципы «подключаются» к процессу правового регулирования?

Два способа «подключения»:

-  принципы, как и все нормы права несут, выполняют регулятивную функцию. Но в регулировании общественных отношений они в основном участвуют опосредовано, через содержание реализуемых регулятивных или охранительных норм;

-  существует непосредственная роль принципов общественных отношений – преодоление пробелов в праве.

02.10.2001

Тема: Система и структура права

1.  Понятие системы. Основные структурные элементы:

·  норма;

·  институт;

·  отрасль.

2.  Предмет правового регулирования как объективный критерий построения системы.

3.  Метод как юридический критерий системы права.

4.  Особые отраслевые режимы. Понятие, виды.

-  Юридические признаки;

-  Сущностные моменты;

-  Скрывающие позитивные моменты.

Система права – объективная существующее строение права, подразделение его на структурные уровни в виде норм, институтов и отраслей, взаимосвязанных между собой.

Объективно существующее строение права. Вне воли законодателя, не зависит; законодатель стремится познать строение права, объективную сущность. Система права имеет свою внутреннюю организация в зависимости от видовых особенностей отношений.

Объективная структура системы права определяется видовыми особенностями общественных отношений, которые подробнее характеризуются в понимании предмета правового регулирования.

Смысл системного момента (подхода):

1)  выявление системы права подразумевает её внутреннее структурное строение. Система всегда имеет структурные элементы, которые выполняют в системе только им присущие функции (самостоятельность).

2)  эти структурные элементы взаимосвязаны между собой.

3)  в единстве структурные элементы выполняют общую единую функцию системы права (право в обществе в качестве регулятора общественных отношений; нормативный акт отношения не регулирует, регулирует действия (бездействия) участника отношения, институт крупнее).

На уровне микроструктуры функционирует норма права – первичный элемент системы, которая сама имеет внутреннюю структуру. Микроуровень системы права складывается из трёх взаимосвязанных элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – круг жизненных объектов, с которыми норма права связывает введение в действие диспозиции или санкции.

Структура нормы проявляется в двух вариантах:

1. Двухзвенная норма (норма-предписание, заверенное государственно-властное веление).

Обязательно есть гипотеза (связана с правомерным и неправомерным поведением), обязывание или запрет (управомочивающая, обязывающая, запрещающая).

Санкция – юридическая оценка поведения, поступка. Она может быть штрафная (карательная), правовосстановительная и поощрительная (в настоящее время всё меньше используется законодателем).

2. Трёхзвенная норма (гипотеза, диспозиция, санкция) – отражает системность права, называется логическая норма.

Название получено по способы отыскания их в нормативно-правовых актах; расположены в различных статьях нормативно-правовых актов. В одной статье может быть несколько норм-предписаний.

Эти нормы подчёркивает функциональные связи между нормами через элементы нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Выявляет взаимодействие между регулятивными и охранительными функциями права.