Проблемы теории государства и права. Современные проблемы государства и права, страница 13

По предмету и методы отрасли делятся на профилирующие (фундаментальные, первичные), которые имеют самостоятельный предмет и формируют юридический метод: Конституционное, Административное, Гражданское, Уголовное право, Гражданский процесс, Уголовный процесс.

Второй вид – специальные отрасли – имеют самостоятельный предмет правового регулирования. Но заимствуют методы у профилирующих:

Третьи вид – комплексные отрасли – заимствуют предмет (нет самостоятельного) или у специальных, или у профилирующих и не имеют самостоятельного метода (Экологическое право).

Система права – взаимосвязь между отраслями.

Соотношение системы права и системы законодательства

Узкая, но традиционная трактовка. Система законодательства – вся система нормативно-правовых актов. Иногда включаются и другие юридические источники в виде правовых обычаев.

Соотношение между системой права и системой законодательства раскрывается по разному. Если стоять на нормативной трактовке права, то между системой права и системой законодательства нет различий, полное тождество. Однако система права служит основной построения системы законодательства. В каждой профилирующей ил специальной отрасли, как правило, разрабатывается кодифицированный правовой акт (кодекс – костяк системы права).

Система законодательства стоится по двум критериям:

-  основа – система права;

-  свойство юридической силы нормативно-правового акта – это свойство, отражающее компетенцию нормотворческого органа и выстраивающая иерархию.

Система законодательства – иерархична, система права – нет. Также несовпадения:

-  в системе законодательства могут быть включены нормативно-правовые акты, которые не носят правового содержания, т.е. являются юридическим произволом;

-  в системе права нормы могут уже исчезнуть с исчезновением общественных отношений, а в системе законодательства сохраняются нормативно-правовые акты, которые ещё не отменены. Необходима систематическая работа с документальным закреплением права, изъятием норм, утративших необходимость. Это объективный характер несовпадений;

-  отраслей законодательства больше, чем отраслей права – субъективный характер несовпадений:

-  правотворческий орган недостаточно глубоко прорабатывает предмет правового регулирования (область общественных отношений, их особенности), тем не менее документально закрепляет норму права и включает её в несвойственную ей сферу общественных отношений.

Система права всегда является определяющей для системы законодательства. В системе права нет иерархии, система законодательства формируется на основе системы права и юридической силы норм законодательства, т.е. здесь налицо иерархия.

Кодификация направлена на анализ содержания норм. Любой кодифицированный правовой акт по содержанию состоит из структурных частей – общей, специальной.

Тема 9: Источники (формы) права. Правотворчество. Нормативно-правовые акты

Самостоятельно.

Тема 10: Правовые отношения в системе социальных связей

Самостоятельно.

19.11.2001

Тема 11: Механизм правового регулирования

Тема нацелена на концептуальное выделение процесса правового регулирования.

1.  Правовое воздействие и правовое регулирование.

2.  Социальный и юридический механизм действия права.

3.  Нормативное и индивидуальное регулирование. Саморегулирование.

Под правовым регулирование понимается процесс воздействия права на общественные отношения с помощью специального набора юридических средств (механизм правового регулирования) с целью упорядочивания этих отношений.

Помимо правового регулирования право оказывает влияние на всю общественную жизнь, все отношения, даже не включая механизма правового регулирования. Вот эти все направления воздействия права на все отношения называются правовым воздействием. Можно выделить два основных вида воздействия (в учебной литературе – больше):