Проблемы теории государства и права. Современные проблемы государства и права, страница 15

В рамках процесса правового регулирования следует учитывать в единстве и социальный и юридический механизм. Проявление социального механизма в процессе правового регулирования находит в характеристике ситуаций, требующих упорядочения. На сочетание социального и юридического механизма влияет вид ситуации – они очень многообразны: конфликтные и бесконфликтные, по субъектному составу, по набору юридических средств их разрешения.

Нормативное и индивидуальное регулирование. Саморегулирование

Весь процесс правового регулирования подразделяется на два крупных вида правового регулирования (стадии):

-  нормативное регулирование;

-  индивидуальное регулирование или саморегулирование.

Нормативное регулирование – первый вид правового регулирования, когда через систему общеобязательных правил проведения создаётся (формируется) нормативная база для регулирования общественных отношений и закрепляется внешне в системе нормативно-правовых актов. Однако нормативное регулирование не может в силу своей абстрактности учесть всё многообразие индивидуальных особенностей будущих отношений. Нормативное регулирование опирается на главные существенные признаки будущих отношений. Следовательно, во многих случаях законодатель не завершает правила поведения, а оставляет его открытым для завершения окончательного формирования модели поведения в индивидуальном регулировании.

По индивидуальным регулированием понимается упорядочивание общественных отношений специальным компетентным органом государства при разрешении конкретного юридического дела. Индивидуальное регулирование связано с применением права и законодатель задаёт три основных варианта (вида) индивидуального регулирования:

-  стандартное индивидуальное регулирование, которое в скрытом виде говорит об адекватном буквальном токовании норм права;

-  альтернативное индивидуальное регулирование, т.е. свобода выбора правового регулирования;

-  факультативное индивидуальное регулирование, т.е. дополнительное – по усмотрению правоприменителя.

Саморегулирование – регулирование отношений участниками этих отношений, а не государственным органом.

26.10.2001

Саморегулирование вытекает из координационного метода правового регулирования. Область применения достаточно обширна. Проявляется там, где допускается и даже поощряется.

Диспозитивность предполагает возможный отказ от предложенной законодателем модели поведения.

Саморегулирование зависит от видов норм права:

-  абсолютно-определённые;

-  относительно-определённые;

-  дефинитивные.

Тема: Правовые отношения в системе социальных связей

1.  Многообразие подходов к понятию «Правоотношение». Фактическое и юридическое содержание правовых связей.

2.  Особенности общерегулятивных правоотношений. Их взаимосвязь с абстрактными и относительными правоотношениями.

3.  Динамика правоотношений. Проблемы динамики охранительных правоотношений.

4.  Юридические факты: требования к юридическим фактам и проблемы дефективности юридических фактов (возможно самостоятельно).

Правоотношения – индивидуализированная общественная связь между лицами, возникающая на основе нормы права и юридических фактов, характеризующееся предоставлением (возникновением_ субъективных прав и юридических обязанностей, гарантируемых государством.

В теории права определение понятия правоотношения является наиболее сложным и главные разнообразные мнения складываются по поводу включения понятия «Правоотношения» в понятие «Право». Самая главная проблема в определении понятия «Правоотношения» связана с его юридической трактовкой, как формы общественной связи.

Второй подход подчёркивает необходимость связать юридическую форму с содержанием фактического отношения. Если рассматривать правоотношение как юридическую форму социальных связей, то по своей структуре оно состоит из взаимосвязи между субъективным право и юридической обязанностью (и больше ничего в этой форме нет).