В рамках процесса правового регулирования следует учитывать в единстве и социальный и юридический механизм. Проявление социального механизма в процессе правового регулирования находит в характеристике ситуаций, требующих упорядочения. На сочетание социального и юридического механизма влияет вид ситуации – они очень многообразны: конфликтные и бесконфликтные, по субъектному составу, по набору юридических средств их разрешения.
Нормативное и индивидуальное регулирование. Саморегулирование
Весь процесс правового регулирования подразделяется на два крупных вида правового регулирования (стадии):
- нормативное регулирование;
- индивидуальное регулирование или саморегулирование.
Нормативное регулирование – первый вид правового регулирования, когда через систему общеобязательных правил проведения создаётся (формируется) нормативная база для регулирования общественных отношений и закрепляется внешне в системе нормативно-правовых актов. Однако нормативное регулирование не может в силу своей абстрактности учесть всё многообразие индивидуальных особенностей будущих отношений. Нормативное регулирование опирается на главные существенные признаки будущих отношений. Следовательно, во многих случаях законодатель не завершает правила поведения, а оставляет его открытым для завершения окончательного формирования модели поведения в индивидуальном регулировании.
По индивидуальным регулированием понимается упорядочивание общественных отношений специальным компетентным органом государства при разрешении конкретного юридического дела. Индивидуальное регулирование связано с применением права и законодатель задаёт три основных варианта (вида) индивидуального регулирования:
- стандартное индивидуальное регулирование, которое в скрытом виде говорит об адекватном буквальном токовании норм права;
- альтернативное индивидуальное регулирование, т.е. свобода выбора правового регулирования;
- факультативное индивидуальное регулирование, т.е. дополнительное – по усмотрению правоприменителя.
Саморегулирование – регулирование отношений участниками этих отношений, а не государственным органом.
26.10.2001
Саморегулирование вытекает из координационного метода правового регулирования. Область применения достаточно обширна. Проявляется там, где допускается и даже поощряется.
Диспозитивность предполагает возможный отказ от предложенной законодателем модели поведения.
Саморегулирование зависит от видов норм права:
- абсолютно-определённые;
- относительно-определённые;
- дефинитивные.
1. Многообразие подходов к понятию «Правоотношение». Фактическое и юридическое содержание правовых связей.
2. Особенности общерегулятивных правоотношений. Их взаимосвязь с абстрактными и относительными правоотношениями.
3. Динамика правоотношений. Проблемы динамики охранительных правоотношений.
4. Юридические факты: требования к юридическим фактам и проблемы дефективности юридических фактов (возможно самостоятельно).
Правоотношения – индивидуализированная общественная связь между лицами, возникающая на основе нормы права и юридических фактов, характеризующееся предоставлением (возникновением_ субъективных прав и юридических обязанностей, гарантируемых государством.
В теории права определение понятия правоотношения является наиболее сложным и главные разнообразные мнения складываются по поводу включения понятия «Правоотношения» в понятие «Право». Самая главная проблема в определении понятия «Правоотношения» связана с его юридической трактовкой, как формы общественной связи.
Второй подход подчёркивает необходимость связать юридическую форму с содержанием фактического отношения. Если рассматривать правоотношение как юридическую форму социальных связей, то по своей структуре оно состоит из взаимосвязи между субъективным право и юридической обязанностью (и больше ничего в этой форме нет).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.