В определении типов находит своё место и идея о традиционном и уникальном типе государства. В последнее время существует мнение, что рабовладельческий тип государства является не всеобщим, а уникальным типом. Имеет отношение только к локальной государственной структуре, а именно к государству европейского варианта (Греция, Рим).
Большая часть государств (Востока, Россия) не проходили этап классического рабовладения. Практически они сразу перешли от патриархального типа общества к феодальному государству.
2. Цивилизационный подход. Разработчик – английский философ Тойнби. Сам он в своей теории цивилизации не высказывал идеи о том, что его теория служит определение типа государства. Вместе с тем эта теория позволяет нам вскрыть многофакторный характер специфической природы государства и права. В данном случае подчёркивается, что особое значение для цивилизации имеет не столько экономики, сколько религия, культура, духовные традиции и т.д.
Тойнби насчитал 26 цивилизаций. Упрощённый взгляд на цивилизационный подход заключается в том, что он противопоставляется формационному подходу. На самом деле этот подход является дальнейшим развитием типологии государства.
Между ними (подходами) существует соотношение содержания (формационный подход) и формы (цивилизационный подход). Диалектика этого соотношения показывает, что внутри каждой формации существует много исторических конкретных этапов или межформационных форм государства. Познание специфики этих форм не может быть ограничено только фиксированием базисного фактора. Здесь необходим учёт и влияние других факторов, в том числе религии, культуры, национальных особенностей, географического расположения, менталитета и т.д. Совокупность всех этих факторов в их взаимосвязи и выражает специфическую природу форм государства.
Методологическое значение типологии государства
3. Личностный подход – приоритет в определении типа государства отдаёт личности: степень её свободы и прав. Считается, что разработчиком был Гегель. В настоящее время этот поход используется в либеральной теории права. Этот подход имеет положительное значение в том, что он уделяет более конкретное значение личности и её характеристикам. Недостаток – не раскрывает механизм обусловленности самой личности и приводит к недооценке государства как политического института.
Проблемы демократии
Одной из основных проблем в теории демократии и использовании этой теории для развития государства является проблема раскрытия форм самой демократии. В крупном плане можно выделить две формы:
- формальная или процедурная демократия;
- реальная или ценностная демократия.
Развитие и существование этих форм связано с самим понятием демократии и его использованием в государственной и правовой политике.
«Демос + кратос» - народ и власть. Само понятие не раскрывает конкретной исторической природы как народа, так и власти. В условиях рабовладельческого общества в состав народа не входили рабы, хотя они и составляли большую часть населения. Понятие власти также имеет сугубо конкретных исторический характер. Поэтому необходимо знание демократии с учётом двух подходов:
- конкретно-исторического;
- формальных и реальных факторов демократического процесса. Такой подход позволяет нам дать научную оценку действительному демократическому процессу и лжедемократии (псевдодемократии).
Формальная демократия – её сущность составляет абсолютизация формальных свобод и прав человека на основе формального равенства. В современных условиях наиболее ярко это проявляется в формах организации выборов, проведения референдумом и технологиях организации выборов и других демократических процессов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.