Проблемы теории государства и права. Современные проблемы государства и права, страница 6

-  критерии, основанные на позитивистском понимании права;

-  критерии, основанные на ценностном понимании права;

-  критерии, основанные на содержательном понимании права.

Выявление критериев и методов законотворческого процесса с точки зрения его эффективности

Использование юридических средств – акт материализации самой цели, и непосредственно влияет на результативность законов и правовых актов.

Механизм правового регулирования – практическое осуществление права посредством применения юридических средств. Юридические средства (по сути – вся архитектоника права):

-  норма права – базовое юридическое средство;

-  нормативно-правовой акт;

-  правотворческий процесс;

-  правоотношения, которые создают реальные объективные и субъективные права;

-  толкование права;

-  юридические факты;

-  правореализация и правоприменение;

-  правовое сознание, правовая культура и законность.

Теория права по сути раскрывает архитектонику юридических средств.

Таким образом, эффективность законов осуществляется опосредовано, т.е. с помощью применения юридических средств. Важным и исходным моментом является определение критериев оценки эффективности. Критерии – оценочные структуры.

Существует три уровня критериев эффективности:

Критерий первого порядка – основывается на позитивном праве и позитивном законе. В данном случае критерием эффективности является соответствие цели и позитивного закона. Такой критериальный подход. В данном случае действует теория самообязывания государства, т.е. государство принимает законы, исполняет о оценивает их эффективность. При таком подходе исключаются роль личности и общества. Этот подход является одним из основных.

Критерий второго порядка – базируется на правовом законе, т.е. законе, который по своему содержанию включает естественные права, а по форме представляет позитивную норму. Этот критерий предполагает ценностную ориентацию закона. В данном случае значительно обогащается характеристика критериев, так как она включает в себя ценностную ориентацию эффективности. Вместе с тем этот критериальный подход не решает ещё полностью проблемы эффективности. Закон может содержать ценностную характеристику и в то же время не быть реализованным. Например, Декларация прав и свобод человека, ряд положений Конституции РФ содержат ценностные начала, но степень их реализации довольно низкая, поэтому признать их эффективным нельзя.

Критерий третьего порядка включает в себя кроме ценностных характеристик механизм реализации законов. Этот тип критериев (оценок) позволяет наиболее полно и точно определить эффективность действия законов и других нормативных актов.

Методы эффективности

Они позволяют определить форму применения закона. Существует два порядка методов:

-  рациональный институционный метод;

-  иррациональный дискретный метод.

С точки зрения иррационального метода законодательная система формируется не в результате принятия соответствующих норм права представительными (законодательными) органами, а с помощью различных указов и нормативно-правовых актов правительства и ведомств. Эти акты и указы, как правило, носят дискретный характер, т.е. они не долговременны, а приняты под влиянием определённой ситуации и носят кратковременный характер (политическая, идеологическая насыщенность).

В результате применения дискретных методов резко снижается уровень эффективности законов. У населения возникает апатия и правовой нигилизм. В известной степени это приводит к социальным напряжениям.

Другой метод – рациональный институционный – предполагает принятие и изменение законов представительными органами законодательной деятельности, которые (законы) носят долговременный характер и в силу этого они становятся понятными для большей части населения. Всё это создаёт благоприятный условия для эффективности законов. Этот метод включает в себя и систему гластности законодательной деятельности. Человек заранее знает, какие изменения могут быть и соответственно строит свои жизненные ситуации с учётом этих изменений.