На микроуровне гипотеза всегда связана с правомерным поведением (на диспозиции – сбой и тогда подключается санкция).
Институт права – второй уровень системы права
Институт права – самостоятельное подразделение права, которое объединяет нормы, регулирующие одну из сторон качественно однородных общественных отношений.
Нормы права напрямую в отрасль не входят, а через институт. Институт выполняет переходную роль, является способом включения норм права в отрасли.
Функциональная роль институтов конкретизируется в системе права и это влияет на выявление различных видов институтов.
Отражая специфику какой-либо отрасли можно выделить общие институты, специальные институты и исключительные. Есть регулятивные и правоохранительные – деление условно.
Право развивается с помощью институтов; институты потом превращаются в отрасли из-за возрастания значения, значимости. Многие институты в процессе своего развития могут приобретать черты отрасли права.
Отрасли права – это наиболее крупные центральные подразделения права. Отрасль права – самостоятельный структурный элемент системы прав, состоящий из взаимосвязанных между собой институтов, регулирующий вид качественно однородных общественных отношений с помощью специального метода правового регулирования. Отрасль права имеет самостоятельный предмет правового регулирования. Это объект, критерий построения отрасли. Это и есть самостоятельный предмет правового регулирования. Отрасль получает юридическое оформление с помощью метода правового регулирования.
Таким образом, два критерия – предмет и метод.
Классификация отрасли во многом совпадает с классификацией институтов. Можно выделить в первую очередь отрасли материального права и процессуального права:
- регулятивные и охранительные отрасли;
- по содержанию общественных отношений (не перечисляем).
Особенности предмета правового регулирования
Помимо качественного отличия предмета одной отрасли от предмета другой, следует подчеркнуть общие особенности, признаки предмета правового регулирования.
1. Среди всей системы общественных отношений, через которые проявляется жизнь общества, в предмет правового регулирования входят отношений, которые возникают на основе проявления воли и сознания участников этих отношений.
Социальными нормами регулируются общественные отношений.
2. В предмет правового регулирования включаются отношения, которые по своему механизму развития и движения могут быть проконтролированы правом, т.е. они поддаются внешнему контролю.
Нормы права носят гетеронормный характер. Предмет правового регулирования может быть охарактеризован и с содержательной стороны. Три группы правового регулирования:
- отношения в сфере государственного управления;
- отношения в сфере обмена ценностей в обществе (знания, имущество, духовные ценности);
- отношения в сфере защиты и восстановления прав.
Второй критерий формирования отрасли – метод правового регулирования – это юридический критерий формирования отрасли, носит субъективный характер. Однако он имеет двойственную природу проявления:
- он предопределён предметом регулирования;
- он играет самостоятельную роль, без метода нет отрасли.
Учение о метода правового регулирование основано на видах регулирования. Существует два основных вида, определяемые предметом регулирования:
- централизованное регулирование;
- децентрализованное регулирование.
На их основе сложились два ведущих метода – метод субординации и метод координации.
Юридическое значение любого метода заключается в следующем:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.