Отчет о прохождении производственной практики в "Полоцкой дистанции сигнализации и связи", страница 7

Частотный диспетчерский контроль дистанции – 399,5 км, включает в себя 3 диспетчерских круга, 20 станций, 87 переездов, 197 светофоров.

Важнейшим условием повышения эффективности и качества работы железнодорожного транспорта является обеспечение высокой эксплуатационной надежности подвижного состава, основных элементов пути и устройств автоматики. Автоматизация контроля технического состояния (диагностики) ответственных узлов ходовых частей вагонов и локомотивов в пути следования - одно из решений задачи повышения безопасности движения поездов. Применение автоматизированных систем контроля позволяет своевременно выявить и устранить неисправности ходовых частей подвижного состава, возникающие в процессе эксплуатации, предупредить возникновение необратимых отказов, которые могут привести к авариям и крушениям, сократить затраты времени на техническое обслуживание составов, увеличить расстояния безостановочно гарантийного пробега поездов без технического обслуживания вагонов, облегчить условия и повысить производительность труда работников вагонного хозяйства. К таким системам контроля относится аппаратура обнаружения перегретых букс в проходящих поездах типа ПОНАБ или ДИСК- БКВ и аппаратура обнаружения дефектов колес по кругу катания типа КРАП.

В дистанции установлена аппаратура контроля подвижного состава: ДИСК-Б: Крулевщизна четный и нечетный, Загатье – четный и нечетный, Бигосово – четный и нечетный; КТСМ-0,1Д : Бигосово четный и нечетный, Борковичи – четный и нечетный, Полоцк: от Бигосово, от Витебска, от Кстов.

Электрической централизацией оборудовано 707 стрелок – 34 станции.

Эксплуатируется стрелочных электроприводов: СП-3 -2 шт, СП-6 – 676шт., СПГ-3 – 6 шт., СПГБ-4М – 23 шт., из них с электродвигателем МСТ – 119шт.

27 стрелок оборудовано электрообогревом, имеется 10 стрелок ключевой зависимости на 1 станции.

Диспетчерская централизация (ДЦ) - это комплекс устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, состоящий из автоблокировки на перегонах, электрической централизации стрелок к сигналов на станциях, системы телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС) и дающий возможность поездному диспетчеру задавать поездные и маневровые маршруты на раздельных пунктах диспетчерского участка (круга) из одного центрального пункта-поста ДЦ.

Устройства ДЦ должны обеспечивать: управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда раздельных пунктов; контроль на аппарате управления положения и занятости стрелок, занятости перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участков, а также повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров; возможность передачи станций на резервное управление стрелками и сигналами по приему и отправлению поездов, маневровой работе или передаче стрелок на местное управление для маневров; автоматическую запись графика исполненного движения поездов; выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации и автоблокировке. Диспетчер управляет устройствами электрической централизации и принимает решения по организации движения поездов, в том числе в случаях возникновения конфликтных поездных ситуаций. Это способствует наилучшему использованию пропускной способности участка при полном обеспечении безопасности движения поездов.

Диспетчерскую централизацию применяют на одно- и многопутных линиях дорог, включая пригородные участки с интенсивным движением поездов. Наиболее эффективна диспетчерская централизация на однопутных линиях, особенно если перегоны имеют двухпутные вставки, а раздельные пункты построены по продольной схеме, позволяющей осуществлять безостановочные скрещения поездов. В этом случае при ДЦ участковая скорость движения поездов повышается на 15-25 %, а пропускная способность - на 35-40 %. Штат эксплуатационного персонала прим на 100 км железнодорожных линий сокращается на 60 человек. Срок окупаемости капиталовложений, затраченных на оборудование однопутного участка устройствами ДЦ, не превышает 5 лет.