Отчет о прохождении производственной практики в "Полоцкой дистанции сигнализации и связи", страница 11

Фотоэлектрические устройства (ФЭУ). Многие сортировочные горки оборудуются фотоэлектрическими устройствами, которые устанавливаются дополнительно к рельсовым цепям. Они предназначены для исключения перевода стрелок по длиннобазным вагоном, а также при потере шунтовой чувствительности рельсовой цепи. Нахождение вагона на стрелочном изолированном участке фиксируется фотоэлектрическим устройством за счет уменьшения освещенности фоторезистора, размещенного в корпусе фотодатчика, при пересечении вагоном направленного луча света осветителя. Фотоэлектрическими устройствами оборудуются головные и первые разделительные стрелки пучков сортировочной горки, а в необходимых случаях – все остальные стрелки. Нахождение подвижного состава между осветителем и приемником света контролируется на пульте специальными лампами.

Горочная автоматическая централизация (ГАЦ). Система ГАЦ предназначена для автоматизации управления стрелками в процессе роспуска составов. Маршрутное задание вводится в систему ГАЦ заблаговременно или непосредственно перед скатыванием отцепа, после чего это задание автоматически транслируется (передается) от стрелки к стрелке перед движущимся отцепом.

Система ГАЦ позволяет работать в двух режимах: маршрутном, когда каждый маршрут задается отдельно, и программном. Кроме того, имеется возможность индивидуального управления стрелками (ручной режим).

Электрическая централизация (ЭЦ). Оборудование сортировочной горки устройствами централизации является первым этапом автоматизации процесса роспуска. В систему ЭЦ включены горочные стрелки и светофоры.

Сортировочная горка условно делится на зоны, каждая из которых имеет определенное напольное оборудование.

Контроль свободности изолированных секций на горке осуществляется в основной с помощью нормально разомкнутых рельсовых цепей переменного тока частотой 50 и 25 Гц. Рельсовые цепи осуществляют непосредственную связь движущихся отцепов с устройствами управления. Каждая рельсовая цепь  отделена от соседних рельсов изолирующими стыками. При вступлении на рельсовую цепь подвижного состава на пульте появляется сигнал контроля ее занятости.

Особенности рельсовых цепей на сортировочных горках. В системах горочной автоматики основными путевыми датчиками являются рельсовые цепи, которые имеют специфические особенности: относительно малая длина, наличие предстрелочного участка (для стрелочной рельсовой цепи), повышенная шунтовая чувствительность и быстродействие, устойчивость при пониженном сопротивлении балласта.

Длина рельсовой цепи определяет интервал между скатывающимися с горки отцепами и чем он меньше, чем выше может быть скорость роспуска. В общем случае длина стрелочной горочной рельсовой цепи lрц составляется из отрезков: от изолирующих стыков до начала остряков (предстрелочный участок lпу) и от начала остряков до изолирующих стыков перед крестовиной стрелки lок (рисунок 1).   lрц = lпу + lок

Предстрелочный участок необходим для обеспечения полного перевода стрелки до вступления отцепа на ее остряки, если начало перевода совпало с моментом вступления отцепа на данную рельсовую цепь. Длина lпу зависит от скорости движения отцепа nв времени перевода стрелки tпс и времени реакции путевого реле tзан на наложение шунта  lпу = nв (lпс + lзан)

Например, при скорости nв = 7,0 м/с, времени перевода tпс == 0,7 с и

tзан == 0,15 с длина lпу = 6 м. Для стрелок с маркой крестовины 1/6 полная длина рельсовой цепи около 11,4 м. Практически lрц выбирают равной длине рельсового звена, т. е. lрц = 12,5 м. Такая рельсовая цепь не перекрывается колесной базой массовых вагонов.

Необходимость обеспечения быстродействия горочной рельсовой цепи определяется условиями безопасности при максимальном темпе роспуска составов. Допустим, длина lпу выбрана без учета tзан. Отцеп после вступления на рельсовую цепь за время tзан пройдет некоторую часть предстрелочного участка.