Отчет о прохождении производственной практики в "Полоцкой дистанции сигнализации и связи", страница 4

К основным средством регулирования движения поездов на перегонах магистральных линий является автоблокировка. Однако при автоблокировке в случаях плохой видимости проходных огней или потери бдительности  машинистом возможны проезды светофоров с желтым огнем с недопустимой скоростью, а при несвоевременном торможении - проезд светофора с красным огнем. С целью повышения безопасности движения поездов устройства автоблокировки дополняют устройствами автоматической локомотивной сигнализации (АЛС). При АЛС в кабине машиниста устанавливают локомотивный светофор (ЛС), который дает сигнальные показания, соответствующие показаниям путевых светофоров, к которым приближается поезд. В случае движения только по показаниям ЛС эти светофоры должны давать показания в зависимости от занятости или свободности впереди нескольких блок-участков. Устройства АЛС дополняют автоматическими, устройствами проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда. Автостоп представляет собой устройство, с помощью которого приводятся в действие автотормоза и осуществляется экстренное торможение поезда при потере бдительности машинистом. кроме перегонов, такими устройствами  оборудуют все главные пути станций, а также приемо-отправочные, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов со скоростью 50 км/ч и более. Передача сигнальных показаний на локомотив в устройствах АЛС может происходить двумя способами. По первому способу информация передается в отдельных местах пути, которые находятся обычно на тормозном расстоянии от проходных и входных светофоров. Такая система АЛС называется автоматической локомотивной сигнализацией точечного типа (АЛСТ). По второму способу информация передается непрерывно при следовании поезда по блок-участкам перегона и станционным путям. Эта система АЛС называется автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН). Возможно объединение двух систем и образование смешанной системы, когда часть информации передается непрерывно, а часть - точечно. В состав устройств АЛСН входят перегонные, локомотивные устройства формирования и передачи числовых кодов, а также приема и дешифрирования кодов на локомотиве.

Для   предупреждения   проезда закрытых светофоров или открытых светофоров с недопустимо высокой скоростью устройства АЛСН на локомотиве дополняют автостопом ЭПК, снабженным свистком и электромагнитом замка ЭМ, рукояткой бдительности РБ для подтверждения бдительности машиниста и устройствами контроля скорости:

КО – контрольный орган

ЛП – лампа превышения скорости

СК – скоростемер для измерения фактической скорости движения поезда.

С помощью перечисленных устройств осуществляется проверка бдительности машиниста и контроль скорости.

Бдительность машиниста проверяется однократно или периодически. Действие проверки наступает в случае смены показаний ЛС с более разрешающего на менее разрешающее. При этом включается свисток ЭПК, и если машинист в течение 6—8 с после включения свистка подтверждает свою бдительность кратковременным нажатием РБ, то автостоп не включается и автоматическое торможение поезда не происходит. Машинист включает служебное торможение до остановки поезда перед закрытым светофором. Если в течение 6—8 с машинист не подтвердит свою бдительность нажатием РБ, то включается автостоп и происходит экстренное торможение поезда. Отменить начавшееся экстренное торможение нажатием PБ — машинист уже не может.

Периодическая проверка может быть частой (РБ нажимается через 30—40 с) и редкой (через 60—90 с). Редкая проверка применяется на линиях, не оборудованных путевыми устройствами АЛС. Периодическое нажатие РБ напоминает машинисту, что нужно снизить скорость до допустимого значения, чтобы не допустить проезд светофора с запрещающим показанием.

Числовая кодовая система АЛСН имеет следующие недостатки:

—  применение трех числовых кодов 3, Ж и КЖ и четырехзначного ЛС ограничивает объем информации, передаваемой на локомотив;