S. L. Grassie. International Railway Journal, 2001, № 1, p. 13 – 17.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ»
Луганск 2002
Перечень рекомендуемой литературы
1. Шахинянц Г.М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт. 1987. 479 с.
2. Путь и путевое хозяйство промышленного железнодорожного транспорта /под ред. В.Ф.Яковлева/ М.: Транспорт. 1990. 341 с.
3. Амелин С.В., Андреев Г. Е. Устройство и эксплуатация пути. М: Транспорт. 1986, 236 с
4. Каминский В.Б. и др. Справочник дорожного мастера и бригадира пути. М. Транспорт.1985, 487 с.
5. Турбими В. Практические расчёты или проектирование трассы ж.д. М. Транспорт. 1987,296с.
6. Путевое хозяйство. Под ред. И.Б. Лехно. М.: Транспорт. 1981 г., 499 с.
Лекция № 1
Тема: Общее устройство железнодорожного пути
Содержание лекции
Назначение железнодорожного пути. Нижнее и верхнее строение пути. Назначение каждого элемента верхнего и нижнего строения пути. Габариты подвижного состава. Силы, действующие на путь.
Задание на самостоятельную работу.
1. Изучить конструкцию верхнего строения пути: конструкцию рельсов, шпал, стыковых скреплений, балластной призмы и др. После изучения составить конспект с эскизами конструкций указанных элементов.
2. Изучить габариты приближения строений. После изучения материала лекции студент должен знать:
- назначение ж/д. пути и его общее устройство;
- назначение и конструкцию верхнего строения пути, конструкцию отдельных элементов верхнего строения пути;
- назначение габаритов, их типы, форма, основные параметры.
1. Общие сведения о железнодорожном пути.
Железнодорожный путь предназначен для безопасного движения подвижного состава с установленной скоростью в любое время суток и года.
Железнодорожный путь состоит из двух частей (рис. 1.1) верхнего и нижнего строений. Эти две части разделяются основной площадкой земляного полотна. Все, что находится выше основной площадки – верхнее строение, все, что ниже – нижнее.
Железнодорожный путь в плане состоит из прямых и кривых участков, в продольном профиле – из наклонных и горизонтальных участков.
Положение ж/д пути на местности определяется трассой, представляющей собой линию пересечения плоскости, проходящей через бровки основной площадки и вертикальной продольной плоскости, проходящей по оси ж/д (рис.1.1).
Продольный профиль представляет собой проекцию трассы ж/д пути на вертикальную плоскость, выполненную в масштабе.
План пути – горизонтальная проекция трассы, выполненная в масштабе.
Поперечный профиль – сечение ж/д., пути вертикальной плоскостью перпендикулярной продольной оси ж/д. пути.
На ж/д путь оказывают воздействие и влияют на его конструкцию:
- подвижной состав;
- природно-климатические условия;
- собственные напряжения, возникающие при изготовлении и монтаже элементов пути.
2. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
Назначение: воспринимать, упруго перерабатывать и распределять на основную площадку земляного полотна динамическое давление колес и направлять колеса подвижного состава при движении.
Основными элементами конструкции верхнего строения являются (рис.1.2.):
рельсы; рельсовые скрепления (стыковые и промежуточные); шпалы (под рельсовые основания); противоугонные устройства; стрелочные переводы; глухие пересечения и поворотные устройства; элементы усиления пути в кривых; балластная призма.
Для обеспечения требуемого давления балласта на основную площадку, конструкция верхнего строения выполнена так, что нижележащий элемент имеет большую опорную поверхность, чем верхний. В результате, напряжения в месте контакта колеса с рельсом, достигающие 8000...10000 кг/см2, снижаются до 0,5...0,8 кг/см2 на основной нижней площадке (рис.1.3).
Рельсы непосредственно воспринимают, упруго перерабатывают и передают нагрузки от колес подвижного состава на подрельсовые основания, направляют движение колесных пар и служат проводниками электрического тока при автоблокировке и обратного тока при электрической тяге.
На железной дороге повсеместно используются широкоподошвенные рельсы.
Форма рельсов – деформированный (по условиям работы) двутавр, как наилучший профиль при действии изгибающих моментов.
Конструкция подошвы рельса определяется необходимостью обеспечения его устойчивого положения на подрельсовых основаниях, головки – взаимодействием с колесами подвижного состава. В зависимости от размеров поперечного сечения рельсы бывают Р43; Р50; Р65; Р75 (рис.1.4). Цифра указывает на примерный вес 1 м рельса в кг.
По длине рельсы бывают короткие, длинные и рельсовые плети. Короткие – рельсы, изменение длины которых при изменении температуры, находится в пределах стыкового зазора (0...20 мм). Это стандартные рельсы длиной 25 м и 12,5 м. Длинные рельсы – рельсы, изменение длины которых превосходит стыковой зазор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.