Гигиеническая диагностика и социально-гигиенический мониторинг. Актуальность проблемы. Термины и определения

Страницы работы

Содержание работы

В О Е Н НО - М Е Д И Ц И Н С К А Я А К А Д Е М И Я

                            Экз. №___

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры профессор полковник медицинской службы

"___" ______ 2005 г.

Доцент кафедры общей и военной гигиены

доктор медицинских наук

Лекция № ____

На тему: "ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ

МОНИТОРИНГ"

Для курсантов II-III факультетов

            Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

                         Протокол № ____

                    " ___ " _________2005 года

                      Уточнено (дополнено):

                    "____" ___________________

Санкт-Петербург

2005

ПЛАН ЛЕКЦИИ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

№ п\п

Учебные вопросы

Время, мин.

ВВЕДЕНИЕ

5

1.

Актуальность проблемы. Термины и определения.

10

2.

Гигиеническая диагностика (ГД): исторические аспекты, современное содержание  и перспективы

15

3.

Феномен здоровья. Показатели здоровья.

15

4.

Научные и социально-правовые основы создания системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ).

20

5.

Современное состояние и перспективы развития  СГМ.

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы центр тяжести гигиенических задач постепенно смещается в сторону изучения и оценки здоровья людей с целью  его формирования, сохранения и приумножения. Это связано с тем, что  научно-технический  прогресс позволил  переложить большинство задач по оценке и коррекции факторов окружающей среды на специалистов и учреждения немедицинского профиля (экологии, природных ресурсов и др.) и дал возможность медикам, в частности, врачам-гигиенистам заниматься здоровьем здорового человека на более глубоком - донозологическом, или преморбидном, -уровне изменений.

Данная тенденция в последнее время очевидна. К примеру, признание гигиенической донозологической диагностики (ГДД) концептуальной основой развития гигиены явилось  решением целого ряда научных конференций и съездов Всеармейского, Всесоюзного, Всероссийского и международного уровней, начиная с 1981 года. 

Такое коренное изменение концепции  гигиены влечет за собой необходимость нового образа мышления врача-профилактика, а также  разработки  и применения методических подходов  и методов оценки состояния здоровья людей на индивидуальном и общественном уровне. Все это  представляет весьма нелегкую задачу и требует времени. В учебных программах нашей кафедры, например, данная тематика появилась лишь в последние годы, а предлагаемая вашему вниманию лекция читается впервые.  

В лекции мы постараемся рассмотреть наиболее важные вопросы, которые еще не нашли достаточного отражения в имеющейся учебной литературе. Частично некоторые из них были изложены в двух предыдущих лекциях по проблемам пограничных состояний и донозологической диагностики.      

1. Актуальность проблемы. Термины и определения

Человек, будучи источником глобальных преобразований, вместе с тем сам испытывает на себе последствия своей деятельности. Причем, за любой вред природе он расплачивается   своем здоровьем, и, наоборот,  любая польза идет на его укрепление и приумножение. В связи с этим здоровье можно рассматривать как главный системообразующий фактор в глобальной системе  "организм человека - окружающая среда" - конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

В связи с объективной необходимостью комплексного подхода к проблеме изучения здоровья в связи со сложностью данного феномена, оно является предметом исследования целого ряда наук, таких как гигиена, социология, демография, философия, биология, психология и мн. др. Это обстоятельство имеет не только положительное значение, но и негативное. Оно порождает многоликость  понятийного аппарата и размытость методологии изучения. На практике это приводит к тому, что каждый исследователь предлагает свой методологический подход или свой метод, отражающий какую-то одну сторону или одно проявление такого сложного и многогранного феномена, каковым является здоровье человека. А это, к сожалению, нередко ведет к излишнему упрощению и искажению. Ведь понятие "здоровье" - еще более широкое и емкое, чем   понятие "организм", поскольку включает целый букет взаимосвязей и состояний последнего. А понятие "организм человека" с системных позиций, сознательно идя на определенные упрощения,  можно представить как сложную многокомпонентную и многоуровневую систему открытого типа, находящуюся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, постоянно изменяясь в пространстве и времени  с флюктуацией составляющих ее  признаков.     

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гигиена
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
143 Kb
Скачали:
0