В О Е Н НО - М Е Д И Ц И Н С К А Я А К А Д Е М И Я
Экз. №___
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ВОЕННОЙ ГИГИЕНЫ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры профессор полковник медицинской службы
"___" ______ 2005 г.
Доцент кафедры общей и военной гигиены
доктор медицинских наук
Лекция № ____
На тему: "ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ
МОНИТОРИНГ"
Для курсантов II-III факультетов
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
Протокол № ____
" ___ " _________2005 года
Уточнено (дополнено):
"____" ___________________
Санкт-Петербург
2005
ПЛАН ЛЕКЦИИ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ п\п |
Учебные вопросы |
Время, мин. |
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
|
1. |
Актуальность проблемы. Термины и определения. |
10 |
2. |
Гигиеническая диагностика (ГД): исторические аспекты, современное содержание и перспективы |
15 |
3. |
Феномен здоровья. Показатели здоровья. |
15 |
4. |
Научные и социально-правовые основы создания системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ). |
20 |
5. |
Современное состояние и перспективы развития СГМ. |
20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
5 |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы центр тяжести гигиенических задач постепенно смещается в сторону изучения и оценки здоровья людей с целью его формирования, сохранения и приумножения. Это связано с тем, что научно-технический прогресс позволил переложить большинство задач по оценке и коррекции факторов окружающей среды на специалистов и учреждения немедицинского профиля (экологии, природных ресурсов и др.) и дал возможность медикам, в частности, врачам-гигиенистам заниматься здоровьем здорового человека на более глубоком - донозологическом, или преморбидном, -уровне изменений.
Данная тенденция в последнее время очевидна. К примеру, признание гигиенической донозологической диагностики (ГДД) концептуальной основой развития гигиены явилось решением целого ряда научных конференций и съездов Всеармейского, Всесоюзного, Всероссийского и международного уровней, начиная с 1981 года.
Такое коренное изменение концепции гигиены влечет за собой необходимость нового образа мышления врача-профилактика, а также разработки и применения методических подходов и методов оценки состояния здоровья людей на индивидуальном и общественном уровне. Все это представляет весьма нелегкую задачу и требует времени. В учебных программах нашей кафедры, например, данная тематика появилась лишь в последние годы, а предлагаемая вашему вниманию лекция читается впервые.
В лекции мы постараемся рассмотреть наиболее важные вопросы, которые еще не нашли достаточного отражения в имеющейся учебной литературе. Частично некоторые из них были изложены в двух предыдущих лекциях по проблемам пограничных состояний и донозологической диагностики.
1. Актуальность проблемы. Термины и определения
Человек, будучи источником глобальных преобразований, вместе с тем сам испытывает на себе последствия своей деятельности. Причем, за любой вред природе он расплачивается своем здоровьем, и, наоборот, любая польза идет на его укрепление и приумножение. В связи с этим здоровье можно рассматривать как главный системообразующий фактор в глобальной системе "организм человека - окружающая среда" - конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
В связи с объективной необходимостью комплексного подхода к проблеме изучения здоровья в связи со сложностью данного феномена, оно является предметом исследования целого ряда наук, таких как гигиена, социология, демография, философия, биология, психология и мн. др. Это обстоятельство имеет не только положительное значение, но и негативное. Оно порождает многоликость понятийного аппарата и размытость методологии изучения. На практике это приводит к тому, что каждый исследователь предлагает свой методологический подход или свой метод, отражающий какую-то одну сторону или одно проявление такого сложного и многогранного феномена, каковым является здоровье человека. А это, к сожалению, нередко ведет к излишнему упрощению и искажению. Ведь понятие "здоровье" - еще более широкое и емкое, чем понятие "организм", поскольку включает целый букет взаимосвязей и состояний последнего. А понятие "организм человека" с системных позиций, сознательно идя на определенные упрощения, можно представить как сложную многокомпонентную и многоуровневую систему открытого типа, находящуюся в состоянии динамического равновесия с внешней средой, постоянно изменяясь в пространстве и времени с флюктуацией составляющих ее признаков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.