Гигиеническая диагностика и социально-гигиенический мониторинг. Актуальность проблемы. Термины и определения, страница 10

В 1999 году был принято последовательно несколько  законов РФ: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52 от 30 марта), «Об охране атмосферного воздуха», «Об основах организации труда в РФ», В 2000 году –  федеральный  закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года».

Итоговым в этом направлении можно считать Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге», которым было закреплено решение о создании в стране уникальной системы СГМ  -  основы для изучения влияния факторов среды обитания на здоровье, разработки и реализации эффективных профилактических мероприятий.

В исполнение этого положения, среди многих других документов,  приказом министра здравоохранения № 114 от 21 марта 2003 года была принята отраслевая программа  «Охрана здоровья здоровых на 2003-2010 г.г.». Приказ был подписан министром здравоохранения в ту пору Ю.Л. Шевченко. Одновременно был утвержден  план мероприятий по реализации Программы.  Цель и задачи этой Программы включают, прежде всего, проведение реструктуризации   профилактического звена системы здравоохранения, направленную на усиление существующих Центров и отделений медицинской профилактики за счет внедрения современных технологий превентивной  медицинской помощи (оздоровления);

    создание сети Центров здоровья на основе единой технологической базы восстановительной медицины;

    разработку перспективных, увеличение объема и быстрое внедрение  существующих оздоровительных технологий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

    внедрение в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики  и комплексных оздоровительных программ с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

    создание и апробация системы информационного обеспечения решения проблем охраны и укрепления здоровья здоровых.

Идея своевременности и целесообразности создания системы СГМ содержится и во многих других документах на уровне Правительства РФ,  МО, главного медицинского управления и других инстанций.

Разработка и внедрение системы СГМ ведется силами многих министерств и ведомств помимо Минздравсоцразвития. Среди них Госкомспорта России,  Минобразования, Госкомстат, Росгидромет, Министерство путей сообщения, МО, Минтруда, Минэкономразвития, Минприроды, Минсельхоз и другие.

Сегодня эта работа находится еще, можно сказать,  в начальной стадии. Решаются такие базовые проблемы, как методология оценки влияния факторов среды на здоровье,  построении информационных межведомственных каналов на федеральном, региональном и более низком уровне, программно-техническое и лабораторно-диагностическое обеспечение, координация в принятии управленческих решений и пр.  Совершенствование системы идет сверху вниз: более значительные результаты имеются на федеральном уровне. В Вооруженных Силах такие функции возложены на Центры санэпиднадзора, которым в связи с этим придается государственный федеральный статус. 

5. Современное состояние и перспективы развития  СГМ

В настоящее время в ЦГСН РФ имеется около 10000 единиц компьютерной техники в основном современного уровня. По мере распространения системы СГМ по вертикали и горизонтали и накопления опыта расширяются и усложняются задачи, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения этой работы.  Необходимо унифицировать методические подходы, программное обеспечение, показатели, используемые для мониторинга и т.д. Приказом Минздрава  РФ № 234 от 22.07.2002 г. «О дальнейшем развитии и совершенствовании работы по ведению социально-гигиенического мониторинга» определен перечень показателей, инструкция по его применению и порядок ведения 2-го этапа СГМ.

Основная цель 2-го этапа, который еще продолжается, состоит в создании единой системы программного обеспечения, передачи информации для формирования информационного фонда СГМ, в унификации информации и ее обработки, установлении связи показателей здоровья и факторов окружающей среды с последующим принятием решений о профилактических мерах.