Гигиеническая диагностика и социально-гигиенический мониторинг. Актуальность проблемы. Термины и определения, страница 12

В целом современный этап развития СГМ характеризуется следующим состоянием, которое включает больше нерешенных проблем, чем решенных.

1.  Недостаточным решением вопросов организационно-методической перестройки в условиях сочетания традиционных форм санэпиднадзора и новых технологий.

2.  Медленными темпами реализации на практике гигиенической донозологической диагностики.

3.  Недостаточной отработкой стандартов деятельности служб  и совершенствования лабораторного звена.

4.  Медленным освоением научно-методического обеспечения анализа связей «среда-здоровье-население» с оценкой долевых воздействий среды обитания, показателей функционального состояния человека и его адаптационных механизмов.

5.  Отсутствием методического обеспечения СГМ по расчету количества населения, подвергающегося риску, и кратности превышения ПДК, качественного состава атмосферного воздуха на территориях, не оборудованных специальными стационарными постами наблюдения.

6.  Дефицитом технического оснащения, отвечающего современным требованиям программного обеспечения.

7.  Отсутствием методики анализа связи факторов среды со здоровьем людей в социально-экономическом блоке показателей СГМ.

8.  Недооснащенностью в ЦГСН лабораторной базы.

9.  Не законченностью разработки показателей по разделам гигиены труда, почвы, жилья, физическим факторам и др..

10.   Необходимостью совершенствования научного, методического и нормативного обеспечения оценки социально-экономического ущерба воздействия на людей вредных факторов среды

Кроме этого, представляется очень важным, что при ведении СГМ как государственной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следует избегать излишних упрощений, особенно в оценке состояния здоровья в связи с влиянием различных факторов среды обитания. Вместе с тем,   на первых порах такие упрощения не только возможны, но и неизбежны, что связано с вполне объективными причинами. Например, это может быть связано с трудностями контроля химического загрязнения среды обитания. Поэтому развитие и совершенствование системы СГМ закономерно связано с постоянной научно-исследовательской работой на всех уровнях, от рядового врача до центральных государственных НИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гигиеническая донозологическая диагностика (ГДД) и СГМ являются взаимосвязанными и очень важными направлениями развития профилактической медицины 21-го века. Сложившаяся ситуация в вопросах состояния здоровья населения и среды обитания требуют от медицины мобилизации всего накопленного научно-практического потенциала с приоритетной направленностью на сохранение и укрепление здоровья здорового человека. Это требует от врача новой формы мышления  и выхода на новый уровень диагностики состояния организма, на диагностику отклонений от нормального функционирования под воздействием различных факторов окружающей среды, как негативных, вредных, опасных, представляющих риск для здоровья, так и благоприятных, полезных, способствующих укреплению здоровья. Такая форма мышления и такая диагностика на индивидуальном уровне  рассматривается как донозологическая. Можно рассматривать это как углубленную индивидуальную оценку. С позиций клиники и лечебной медицины такой подход помогает реализовать на практике известный тезис «лечить не болезнь, а больного». С позиций профилактической и восстановительной медицины он вооружает врача информацией для щадящего, не медикаментозного  восстановления нарушенных функциональных резервов организма человека. Как гигиенический метод это  - залог  наиболее эффективной профилактики заболеваний, особенно первичной профилактики. В особенности это касается заболеваний, этиологически связанных с экологической ситуацией. А таких заболеваний – подавляющее большинство. Поэтому ГДД признается методологическим базисом социально-гигиенического мониторинга, вызванного к жизни всей современной обстановкой. Это направление профилактической медицины в настоящее время медленно, но верно развивается.

Благодарю за внимание. Конец лекции. Будут ли вопросы.