Гигиеническая диагностика и социально-гигиенический мониторинг. Актуальность проблемы. Термины и определения, страница 9

В настоящее время отечественный и зарубежный опыт медико-профилактического обеспечения людей в различных экстремальных ситуациях активно изучается и используется,  что проявляется в совершенствовании и законодательной базы, и структурно-штатной организации, и оснащения учреждений медико-профилактической службы на всех уровнях и по всем направлениям. Военным Центрам санитарно-эпидемиологического надзора в мирное время присвоен статус  Государственных учреждений. Продолжается их реорганизация с приданием более широкого спектра функций по охране здоровья населения – функций  Роспотребнадзора с привлечением системы исполнительных органов власти, которые обладают необходимыми политическими и финансовыми ресурсами. Принимаются также все необходимые меры по  методическому    дооснащению таких  Центров, с тем, чтобы они могли в перспективе могли более эффективно решать вопросы гигиенической донозологической диагностики, оценки адаптации организма человека к воздействию различных факторов и прогнозирования здоровья населения, выполняя тем самым   важнейшую – информационную – задачу, необходимую в том числе для в развивающейся у нас системы социально-гигиенического мониторинга.

4. Научные и социально-правовые основы создания системы 

социально-гигиенического мониторинга (СГМ)

Последнее десятилетие 20-го века в нашей стране связано с коренными преобразованиями в политической, экономической, социальной жизни общества, которые обусловили серьезные негативные сдвиги в состоянии здоровья населения: увеличилась смертность, сократилась рождаемость и средняя   продолжительность жизни, возникла реальная угроза эпидемического распространения ряда инфекций. Эти изменения диктовали необходимость реформирования всей политики здравоохранения, одним из результатов которого стало создание Государственной системы СГМ.

Определенное влияние на формирование концепции отечественного здравоохранения оказала политика ВОЗ, проводившаяся  странами Европейского региона в виде серии мониторингов по достижению «здоровья для всех» к   2000 году. При этом главной особенностью и направленностью развития мониторинговых систем стала ориентация на оценку и анализ взаимодействия компонентов системы «человек-среда-здоровье», ответственной за возникновение и развитие значительной части патологии населения. Появился даже термин «экопатологии». Ряд центров Госсанэпиднадзора (в Екатеринбурге, Перми, Череповце и других регионах страны) проводил научно-практические работы по  многофакторному анализу компонентов среды обитания и здоровья людей, которые показали возможность и целесообразность такого комплексного подхода к оценке санитарно-эпидемиологического благополучия   населения. Учитывая результаты этих работ, Государственным Комитетом санэпиднадзора РФ был издан Приказ № 105 от 11.10.93 «О  порядке создания и обеспечения функционирования информационной системы санитарно-эпидемиологического благополучия населения».  В нем впервые был поднят вопрос о целесообразности создания единой информационной системы, необходимой для оценки состояния здоровья и выявления факторов окружающей среды, влияющих на него, с целью разработки и реализации программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Можно считать, что этим решением было   положено начало разработке системы СГМ в России. Однако еще более конкретным и значимым в его создании стало Постановление Правительства РФ №  1146 от 06.10.94 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».

В основу этого положения легли «Концепция», «Организационная структура» и «Принципы  создания и ведения системы СГМ», подготовленные в 1993-94 г.г. Ведение СГМ было возложено на Государственный Комитет санэпиднадзора РФ совместно с уполномоченными на это министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной  власти субъектов РФ и администрациями областей , городов и районов.

В развитие и совершенствование системы СГМ в последующие годы выел еще целый ряд документов по его организации и реализации в виде оздоровительных программ. Для иллюстрации достаточно назвать лишь некоторые из них.