Изучение технологического процесса изготовления детали “Вал-золотник ШНКФ453461.101/473” (Отчет о прохождении второй конструкторско-технологической практики на ФТИ НАНБ), страница 2

В 1949-1955г.г. велась работа над теорией пластичности и теорией и практикой обработки металлов давлением.

С 1956г. по 1968г. на предприятиях республики было внедрено большое количество новых технологий. Так, на МТЗ была внедрена усовершенствованная технология горячей штамповки на прессах восьми деталей трактора и безоблойная штамповка, что сократило расход материала и увеличило производительность труда. Метод ротационной обработки поверхностей шарами нашел применение на Минском станкостроительном заводе им. Кирова, МТЗ, МАЗе, Гомсельмаше, БелАЗе.

В 1976 г. Было закончено строительство в Академгородке корпуса Физико-технического института. В этот период значительно улучшилась оснащенность института новыми приборами и оборудованием. При институте были созданы новые специализированные советы по защитам докторских диссертаций по специальностям «Материаловедение в машиностроении», «Технология машиностроения», «Металловедение и термическая обработка металлов», «Процессы и машины обработки давлением».

С начала 60-х годов институт начал выполнять работы для предприятий на основе хозяйственных договоров. В 1962г. ФТИ выполнял работы по 7 хозяйственным договорам, в 1967г. – по 25, в 1980г. – по 80 договорам. Такая же система работы с предприятиями сохранилась и в ХХI веке. На данный момент ФТИ сотрудничает со многими предприятиями республики, в число которых входят МАЗ, МТЗ, «Атлант», завод «Оптик», завод «Автогидроусилитель» и другие. Институт помогает решать проблемы стоящие перед предприятиями, выйти на современные методы обработки материалов и сделать продукцию наших заводов конкурентоспособной на мировом рынке. Сотрудничество ФТИ с заводом «Автогидроусилитель» началось в 2003г. За это время были проведены исследования по возможности применения лазерной обработке на вал-золотниках, выпускаемых предприятием. Исследование дали положительные результаты и технологию внедрили в производство. Между институтом и заводом действует хозяйственный договор.

1.  Назначение и условия работы детали в сборочной единице. Эскиз сборочной единицы. Анализ технологичности конструкции деталей и методы упрочняющей технологии

1.1. Назначение и условия работы заданных деталей в сборочной единице.

Деталь “Вал-золотник ШНКФ453461.101/473” (рис. 1 или прил. 1) работает в составе рулевого механизма с встроенным усилителем. На вал-золотнике имеются 6 отверстий Ø 7мм (3 сквозных и 3 глухих), которые образуют с соответствующими отверстиями винта гидравлический распределитель роторного типа (распределение жидкости происходит за счет поворота вал-золотника относительно винта). Сквозные отверстия связаны с внутренним отверстием, в котором соосно располагается торсион, центрируемый одной из своих шеек (по Ø 9,2мм) с соответствующим отверстием на вал-золотнике. Торсион и вал-золотник соединяются с помощью штифта, устанавливаемого в отверстие Ø 3,9мм, выполняемого в вал-золотнике и торсионе прессовой посадкой, образуя неподвижное соединение. На вал-золотнике имеются 2 паза, которые служат для размещения двух упоров (по одному в каждом пазу). Донные части пазов взаимодействуют с упорами при повороте вал-золотника. Расстояние от каждой донной части до упора выбирается до соприкосновения при повороте примерно на 10º в каждую сторону от нейтрального положеня.

Рис. 1. Эскиз детали

На Ø 22мм со стороны противоположной пазам имеется цилиндрическая шейка, поверхность которой подвергнута лазерной закалке до твердости 59…60  HRC. На указанную цилиндрическую шейку устанавливается браслетный сепаратор, в окнах которого размещены ролики Ø 2,1мм и l = 6мм (14 шт.).

На поверхности Ø 20мм вал-золотника находится паз трапецеидального профиля в сечении, предназначенный для передачи крутящего момента с кардано-рулевой колонки через конический болт с лыской.

С противоположной стороны от этого паза расположено технологическое отверстие М6, предназначенное для размещения технологического болта, обеспечивающего фиксацию поворота вал-золотника относительно торсиона в процессе испытания распределителя.