Управленческое решение составляет основу процесса управления. Процесс управления начинается с сообщения сигнализирующего об изменении состояния системы и указывающего руководителю на появление ситуации требующей принятие решения.
Таким образом управленческое решение - это творческое волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системами и анализа информации о ее состоянии состоящая в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Проблемой называют ситуацию характеризующуюся таким различием между желаемым (необходимым) и действительным (существующим) состоянием управляющей системы которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию.
Классификация управленческих решений
С точки зрения различных признаков существуют следующие виды управленческих решений:
По масштабам воздействия
· общие
· частные
По времени действия
· стратегические
· оперативные
По прогнозируемым свойствам
· с определенным результатом
· с вероятностным исходом
По методам переработки информации
· алгоритмические
· эвристические
По числу критериев
· однокритериальные
· многокритериальные
По направлению воздействия
· внутренние
· внешние
По глубине воздействия
· одноуровневые
· многоуровневые
По способу принятия решения
· индивидуальные
· коллективные
По способу фиксации решения
· устные
· письменные
Основные требования к управленческим решениям:
Решения должны быть научно-обоснованными и компетентными, т.е. принимается на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив.
Решение должно иметь ясную целевую направленность и адресность, т.е. должно быть ясно на что направлено принятое решение, кем и какими средствами оно будет выполнено.
Решение должно быть не противоречивым
Решение должно отличаться быстродействием своевременностью
Обладать точностью и ясностью и возможностью быть контролируемым
Решение должно быть комплексным, т.е. приниматься с учетом технических, организационных, социально-психологических и экономических факторов
Обладать полномочностью, т.е. при его принятии должно соблюдаться условие соответствия прав и ответственности.
Быть экономичным и эффективным
Типовой процесс выработки и реализации управленческих решений.
Организация и проведение деловых совещаний.
В технологии организаторской работы важную роль играют деловые совещания различных типов целями которых являются: сбор, обмен и синтезирование информации, генерирование идей, обсуждение различных научно-технических, организационных, экономических и социальных вопросов, принятия коллегиальных решений и постановка задач исполнителям.
С технологической точки зрения процедура совещания относится как к циклу сбора информации, так и к циклу принятия решений. Этот вид работы с устной информацией занимает значительный удельный вес в структуре затрат рабочего времени руководителей различных уровней.
Например у мастеров до 15%, у начальников цехов - до 20%, у директоров и их замов - до 30% рабочего времени.
Поэтому рационализация технологии подготовки и проведения совещаний важный путь эффективности работы организации производства.
Технология проведения совещания состоит из 3-х взаимопереходящих друг в друга процедур
· подготовка совещания
· его проведение
· контроль за использованием решений совещания
По затратам времени эти процедуры неравномерны. Процедуры 1 и 3 могут выполняться одним работником в течении нескольких дней или недель, при этом трудоемкость не будет превышать 20-30 часов. 2-я процедура от 0,5 до 2 часов, но она наиболее трудоемкая, т.к. на совещании много участников, каждый из которых занимается высокооплачиваемой работой.
Подготовка совещания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.