В идеале любое лицо является равным и свободным. Частное право – право, регулирующее отношения между свободными, между равноправными субъектами хозяйственной и гражданской деятельности. Рим развивался в направлении равной правоспособности.
Римляне разработали теорию о норме и стремились к конкретным формулировкам, хотя каждая формулировка м.б. опровергнута. В основе рим. права лежат естественные права; отношения между народами – право народов; гражданские отношения – jus civile; право рим. граждан – наиболее замкнутое. Римляне начинают разрабатывать междун. право, считая войну средством достижения естеств. рез-та – мира. Все противники Рима – враги и разбойники. Разбойники – те, с кем Рим не воюет, но кто нарушает права Рима.
5. В 1 веке до н.э. иудеи переводят на греч. язык Библию. Еврейский Бог неплохо сочетался с греч. Логосом. К 1 веку н.э. в Иудее складываются 3 партии:
1) сабдукеи: наиб. богатая верхушка, соблюдает з-н, но готова к сотрудничеству с др. нациями;
2) фарисеи – представители средних и мелких классов (стремятся к беспрекословному и точному исполнению з-нов);
3) зелоты (назареи) – наиб. революционная часть иудейства, стремившаяся с оружием в руках восстановить Царство и сделать ее полит. гегемоном в мире.
Есел – аскетический способом достиг благословения Бога.
Христианство первоначально появляется как маленькая секта в иудействе, т.е. Христос приходит. Иудаизм, который выступает предшественником христианства следует рассматривать:
· первоначальный иудаизм, который основывался на Священном Писании, которое сформулировано до 1 века до н.э.
· талмудический иудаизм, который сформулирован в 1 веке до н.э. Основа – Талмуд, т.е. система толкований Библии.
Талмуд. иудаизм регулировал все стороны жизни общины. Основа – богоизбранность евреев и последующее господство иудеев над всем миром.
Первоначально христианство не было пол.-пр. доктриной, оно представляло собой учение о спасении. Христос – мессия, который пришел спасти мир, пораженный грехом, т.е. Христос, не отменяя сложившиеся институты власти, дает учение о спасении. Мессия в иудаизме – полит. деятель, который установит царство Израиля во всем мире. Основа христианства – учение о церкви, т.е. учение о союзе Бога и людей. Данный союз м. находиться вне гос-ва и характеризуется личным обещанием послушания Богу. После грехопадения Адама и Евы в мир вошла смерть, и Господь, чтобы люди могли спастись обещал послать сына своего. Христианство имеет в своей основе иерархию, т.е. формальное равенство христианству чуждо. Христиане выступают против свободы, которая рассматривается как наличие свободной воли, как возможность отказаться от предписанного Богом. Основа христианства – закон любви, и в противоположность ему христиане ставят свободную волю. Первоначально церковь отождествляется с простой общиной верующих, которая преследуется властями. 313 г. – император Константин Великий признал христианство господствующей религией. Т.о. христ. церковь, которая была гонимой, победила основные ереси и выстояла все мучения, теперь имеет возможность гос. принуждения. Данный факт рассматривается двояко: католики считают, что церковь впустила в себя мир и все грехи мира; православные – церковь получила гос. признание, и это считается благом. Если иудеи и мусульмане развивались как государство-церковь, т.е. любой человек, исповедовавший религию, являлся гражданином гос-ва, то христианство не создает гос-ва. Оно приходило в др. гос-ва, и христианство становилось политикой. В последующем отношения церкви и гос-ва строятся на основании 2 теорий:
1) т.н. папацезаризм: Папа является властелином мира, а все светские властители ему поклоняются.
2) цезарепапизм: глава гос-ва – монарх, а церковь не д. противиться гос. интересам, т.е. церковь из богочеловеч. организма в этом смысле превращается в гос.-пр. институт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.