1) американское право рассматривается как право судей, то есть право творится судьями и судьи могут подменять собой законодательную власть.
2) в отличие от романо-германской правовой системы, право рассматривается не как норма, а как общественные отношения, требующие урегулирования. Право выводится из жизни общества;
3) смешение понятий права и морали. Любое действие может быть обжаловано в суд. В США до настоящего времени не сложилась школа доминирующего права, то есть каждый исследователь придерживался одного направления из 5-6.
Американцы считают свою систему права наиболее идеальной и выходящей за рамки международного права (эталон для международного права).
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ГЕРМАНИИ КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.
1. Общая характеристика политико-правовых учений Германии.
2. Иммануил Кант.
3. Историческая школа права. Гуго, Пухта, Савиньи.
4.
5. Гегель.
1. Германия начинает развиваться как союз княжеств, объединённых в рамки Священной Римской Империи германской нации. Германия в то время начинает терять свои исконно-германские земли (западные земли – к Франции). Начинается экспансия на восток и юг. Германия получила 2 центра – Пруссия и Австрия, по которым религиозный раскол(?). германия начинает группироваться вокруг своих князей, которые в эпоху войн оказываются единственными гарантами относительного спокойствия и стабильного развития. В Германии доминирует лютеранство, как вероисповедание, по которому церковь – государственный институт, пасторы – государственные служащие. Особа князя священна и он единственный гарант законности. Лютеранство обуславливает изначальную дисциплинированность немцев, их упорство и стремление к достижению цели. События во Франции и завоевательная политика Наполеона разрушила империю и в Германии поднимается освободительное движение против нововведений французов (свобода, равенство, братство и так далее). Им противопоставляли народный дух, подчинение власти и национальности. Политико-правовые учения характеризуются:
· консервативность;
· критика концепции общественного договора и естественного права;
· стремление модернизировать, не отменяя старый строй;
· высокая теоретизированность рассуждений;
· вводят совершенно иные понятия в историю политико-правовых учений.
2. Иммануил Кант. Профессор Кенигсберского университета. Выдающийся философ, логик, учёный. Переработка Руссо на новый манер. Кант разрабатывает мораль и право по сфере регулируемых отношений. Вводит в науку понятие категорического императива, определяет современное развитие государства и права, рассматривает право как некую форму. Содержание права не может быть выведено из позитивного права и выводится из предписаний разума. Субъективный идеалист по методологии, выдвигает свой априорно существующий естественный закон – категорический императив: «поступай так, чтобы максимума(?) твоего поведения могла бы стать принципом всеобщего поведения(?)».
Источник права вне позитивного права, а выводится из морали. По Канту, мораль отличается от принципа отсутствия принуждения(?). Право – 3 системы норм:
· естественное право (выводится из категорического императива)
a) частное;
b) публичное;
· положительное право, то есть то право, которое санкционировано государством;
· справедливость, то есть нормы права, не имеющие принудительной силы и мораль, выражающая отношение населения к содержанию права.
Тенденции в праве – в 19 веке множественность критериев оценки содержания права. Кант стоит на позициях общественного договора, однако считает, что договор заключается людьми разумными. Люди нуждаются в государстве и отдают ему часть своих естественных прав, чтобы затем получить их в виде прав политических. Общественный договор учреждает верховную власть, которая обязана охранять внешний порядок и внешнее спокойствие. Верховная власть не должна вмешиваться в отношения индивидов, то есть люди, как разумные существа обладают определённой свободой, то есть Кант рассматривает право как регулятор свободы индивидов, способ определения автономии воли. Проводит разницу между свободой как целью и как средством. Свобода как цель – способность людей иметь мотивы поведения и выбирать модель своего поведения. Свобода как средство – конкретный выбор индивида, зависит от множества факторов. Человек у Канта внутренне свободен при любом строе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.