Плохие: тирания (один управляет в своих интересах), олигархия (многие управляют в своих интересах), демократия (управляют все). Все греки выступали за цензовую демократию, за отсечение демоса от управления. Управлять д. богатые или зажиточные.
5. Полибий – общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея – поиск причин возвышения Рима.
Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы правления В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть аристократия ( патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание).
Полибий известен своими взглядами об эволюции форм правления. В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб. мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть а интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т.е. правители начинают грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется демократия. Т.е. стремление к свободе превышает стремление к богатству. Демократия постепенно вырождается в оклократию – власть толпы. Толпа забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании – деградация общества до первобыт. состояния. Далее – тот же путь.
ПОЛ.-ПР. ВОЗЗРЕНИЯ ДР. РИМА.
1. Общие положения.
2. Цицерон.
3. Стоики.
4. Рим. юристы.
5. Пол.-пр. доктрина христианства.
1. Др. Рим – наиб. продолжительная по времени мировая цивилизация, влияние которой испытал весь мир. Отличие Др. Рима – изначальная противоречивость общ. строя. Борьба между 2-мя классами привела к расширению. Рим м. развиваться по 2 путям:
· победа 1-го класса над другим и греческий путь;
· перенесение внутр. противоречий во внешние.
Рим возник как город-государство. Члены римской общины (патриции) вводят в Рим 2-й класс – плебеев. Рим. община представляла 2 класса, каждый из которых имел свой собственный взгляд на справедливость, на земельный з-н. Основа развития Рима – борьба вокруг земельного з-на. По первонач. з-ну, каждый патриций и плебей имеют право на опр. участок земли, однако основные земли – в руках патрицианства, а плебеи получают земли за счет завоеванных земель.
Религиозный Рим представлял классич. политеистическое гос-во. Римляне вели свое родоначалие от Инея, т.е. одного из вельмож, бежавшего из Трои. Рим – достаточно четкое стратифицированное гос-во, в котором каждая из страт выполняла свои функции. Римляне пытались ощущать себя частью единого целого. Рим – нация военных, администраторов, юристов, т.е. Риму свойственен поиск отточенных формулировок, регуляция отношений между антагонистическими классами. Рим знаменит юриспруденцией.
Рим в своей эволюции проходит несколько периодов:
1) царский (от Ромула до Тарквиния Гордого);
2) сенатский (от изгнания Тарквиния до 1-ых триумвиратов);
3) принципата
4) доминита. 476 г. – падение Рима, т.е. переход рим. идей в Константинополь.
Появление городской бедноты способствовало тому, что к власти начали приходить люди с деньгами и уважаемые в армии.
2. Цицерон Марк Тулий – политик, юрист, претор, сенатор. Сторонник республики, идеолог республиканского Рима. Цицерон синтезировал классич. греч. представления о гос-ве и праве и перевел их в классич. рим. действительность. Цицерон перефразировал в учение о человеке, стремящемся жить в гос-ве, т.е. о союзе людей, которые объединены правом и имеют общую цель. Гос-во – общее дело, публичная корпорация, которая имеет общую цель и имеет единые правила поведения. В основе права лежит справедливость, т.е. неизменный з-н природы. Позитивное право д. соответствовать данной справедливости и выражать ее принципы. Справедливость едина для всего мира, однако народ формулирует справедливость для себя. Римляне жили в праве. Цицерон признает рабство, однако считает раба скорее наемником, чем говорящим орудием. Рабство заложено в природе, и поэтому обращение природного раба в фактического – благо. Господин обязан обеспечить рабу необх. уровень жизни, обеспечить его нормальной жизнедеятельностью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.