Начало полит.-павов. мысли Греции связано с именами 7 мудрецов. В основе полит.-прав. учений – учение о первичном элементе (материи). Выделяя полит.-прав. стихию в качестве первичной, греки выстраивали свою систему построения и возникновения мира.
Греки рано начали разделять идеальн. и реальн. миры, т.е. идеальн. мир (потом разработал Платон) – истинный мир, отражение которого представляет реальн. мир.
Цель грека – познать идею и первооснову. Греки по натуре – философы, поэты, мудрецы и т.д. (а римляне – практики). Греки под руководством Александра Македонского, создан империю, колонизовали Азию своей культурой, т.е. создали "феномен эллинизма". В 1 веке н.э. на греч. язык переводится Библия, т.е. учение о едином Боге-спасителе.
Особенность греков – это их стремление к отточенным категориям.
1-ые полит.-пр. воззрения греков проявились в мифах. Первонач. бог был свергнут, т.е. власть божественна, и могла захватываться. Богиня справедливости Фемида – дочь Зевса, т.е. справедливость – не высш. богиня, т.е. верх. божество м.б. несправедливым. Основн. категория – логос, т.е. абстракт. начало, положило начало всему существующему на земле. Цель грека – жить соответственно данному началу. Греки начали разделять мир на идеальный и реальный миры.
Стремление греков к абстрактности проявилось в учении Пифагора о иерархии цифр, т.е. каждое явление имеет свое цифровое значение, и соответственно этому числу следует изучать место явления в мире.
Греки придерживались позиции справедливости, которая рассм-ся с т. зр. формального равенства и воздаяния за заслуги. Справедливость м.б. иерархична. Пол.-пр. учение греков – учение, освящающее отношения между свободными, однако признает законность и целесообразность рабства.
2. Сократ – один из 1-ых философов. Основа – учение о справедливости. Справедливость – то должное и целесообразное, что д.б. в оношениях между людьми. Сократ идеализировал законное и справедливое , которое д. совпадать, однако если они не совпадают, то д. преобладать законное.
Сократ разделяет право на естественное – изначально существующая справедливость, и позитивное – право, принимаемое гос-вом. Сократ не являлся юристом. Он формировал этические представления о должном и справедливом.
3. Платон – ученик Сократа. Происходит из знатного афинского рода, считается начальником объективного материализма. Трактаты "Гос-во", "З-ны" и т.д.
Мир состоит из мира идей и мира вещей. Существует абстрактная идея, которая соответствует всем земным явлениям. Самое негативное действие имеет в своей основе идею. Цель любого грека и любого гос-ва – соответств. идеальное отношение в обществе. Стремление – поиск идеальной формы гос-ва.
2 модели идеального гос-ва Платона:
1) гос-во д. состоять из 3 классов:
· философы – лица, призванные к управлению;
· воины – защищают гос-во от внеш. врагов;
· земледельцы, ремесленники – люди, которые управляются философами и защищаются воинами, и за это обязаны их обеспечивать.
Деление людей на классы Платон объяснял так: боги примешивают опред. металл к душе человека: золото – философам, серебро – воинам: медь – 3-му сословию. Платон допускает переход между 2-мя высшими сословиями.
В основе всех бед социума – частная собственность, поэтому фил-фы и воины не д. ее иметь. Они лишены част.собственности, отсутствует институт постоянного брака, они обеспечиваются из гос. казны.
Дети, рожденные у фил-фов и воинов, воспит-ся гос-вом, которое берет на себя заботы о их распределении.
Ремесленники имеют част. собственность, имеют семьи и управляются з-нами, которые им дают фил-фы.
Данная модель гос-ва пригодна только для бгов. Т.е. Платон акцентирует внимание на процедуре смены форм гос-в.
Любое гос-во (кроме идеального) имеет свою цель. В идеальном гос-ве выделяют несколько наиболее умных фил-фов, которые концентрируют власть в своих руках, т.е. появляется аристократия, цель которой – стремление к почитанию и управлению. Позднее умершая аристократия сменяется на стремление к военным походам и земной славе, т.е. к власти приходит военначальник – наступает тинократия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.